02.04.2019

25-29 марта – Омск – 80 специалистов. Революция в медицине и в сурдопедагогике требует освоения новых профессиональных компетенций

25 марта 2019 года в Омске по заказу Министерства образования Омской области 80 специалистов-практиков начали осваивать разработанный в Институте коррекционной педагогики метод «3П-реабилитации» детей после кохлеарной имплантации, систему работы сурдопедагога».

Этот курс является базовым и позволяет специалистам составить полное представление о принципиальных отличиях ребенка с КИ от глухого, слабослышащего, оглохшего ребенка, и столь же принципиальных отличиях в работе специалистов с этой новой группой детей.

Уникальной и полностью отвечающей современным требованиям к образованию детей с КИ была аудитория слушателей курса. Ее составили специалисты ПМПК, сурдопедагоги дошкольных и школьных образовательных организаций, логопеды, специалисты по ранней помощи, педагоги школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, Вузовские преподаватели психологии и педагогики.

Открыли курсы организаторы – заместитель Министра образования Омской области Оксана Владимировна Груздева и директор ИКП РАО, вице-президент РАО, академик Н.Н. Малофеев.

В программу курса вошло введение в проблему академика Н.Н. Малофеева, показавшего причины быстрого и широкого распространения высокотехнологичных операций КИ и столь трудного формирования отечественной практики психолого-педагогической реабилитации детей с КИ.

Авторы теоретического обоснования метода «3П-реабилитации детей с КИ», доктора наук О.И. Кукушкина и Е.Л. Гончарова подробно представили подход отечественной научной школы сурдопсихологии и сурдопедагогики. Слушателям было показано несколько десятков видеозаписей процесса реабилитации детей с КИ, каждое теоретическое положение подкреплялось анализом и разбором видеопримеров из практики, конкретных детских и семейных случаев.

Подробно рассматривалась система работы сурдопедагога, ее принципиальные отличия от традиционной системы работы с глухим, слабослышащим, оглохшим ребенком. Состоялся живой диалог с аудиторией, в ходе которого удавалось уточнять новые понятия, новые задачи, новые методы, новые показатели результативности работы специалиста.

Предметом внимания стала перестройка в работе ПМПК с детьми с КИ, сфера ответственности сурдопедагога и логопеда, новые компетенции специалистов, новое понимание роли и места родителей в реабилитации детей с КИ и необходимость специалистов психолого-педагогического профиля овладевать технологиями совместной и одновременной работы с ребенком с КИ и его семьей.

Автор технологии перестройки взаимодействия ребенка с семьей на новой сенсорной основе – к.пед.н. А.И. Сатаева – подробно представила слушателям 24 шага в работе специалиста с ребенком с КИ и его близкими. Этапы и шаги в работе многократно иллюстрировались эпизодами практической работы и совместно со слушателями анализировались.

Завершились курсы выполнением слушателями активных заданий – предлагались видеозаписи процесса реабилитации разных детей с КИ и разных семей, требовалось проанализировать поведение ребенка, его близких и определить этап (сессию) реабилитации. Привести аргументы, опираясь на показатели завершения данной сессии. Предъявлялся видеофрагмент, предлагалось проанализировать поведение сурдопедагога и определить сессию реабилитации и используемые приемы работы. Привести аргументы, опираясь на понимание метода «3П-реабилитации». Требовалось описать основные отличия классической работы квалифицированного сурдопедагога с глухим ребенком и работы специалиста по «3П-реабилитации» с ребенком с КИ». Почему в 3П-реабилитации принципиально исключается механическая тренировка слуха и речи?

В ходе курсов слушатели регулярно письменно отвечали на вопросы о том, что нового они узнали, чему научились, что изменилось в их профессиональном сознании, что их особенно поразило, какие вопросы остались не достаточно ясными.

Приведем один из отзывов полностью.

  • «Я работаю в коррекционной школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (детей с потерей слуха). И в нашу школу поступают детки с КИ.

    Пройдя курсы обучения по программе «3П-реабилитации» детей после кохлеарной имплантации: система работы сурдопедагога» я получила достаточно много важной информации. Узнала, какие методы, приемы и подходы используют педагоги в своей работе, как организовывают окружающую среду для детей с КИ, как выстраивают работу с родителями (это очень важно!).

    Был предоставлен большой объем материала, как теоретической, так и практической направленности (видеоматериалы), очень интересный, полезный и в доступной форме. Все вопросы, которые возникали в процессе обучения, были освещены лекторами в полном объеме.

    Только положительные эмоции и чувства от увиденного и услышанного на учебе. Их много. Особое вдохновение, радость и надежду в меня вселили лекции о ранней помощи детям с КИ.

    Мне, как маме ребенка с потерей слуха и как учителю, сложно недооценить того, что я увидела и услышала. Признаюсь честно, иногда, когда память уносила меня назад, сравнивая то, что имела я и есть сегодня – комок подкатывал к горлу. И вот я воочию увидела РЕАЛЬНУЮ помощь для родителей, имеющих детей с потерей слуха. Разработанные методики, созданные условия, обученные специалисты и не менее важное это – ПЕРЕДАЧА ОПЫТА И ДВИЖЕНИЕ В РЕГИОНЫ.

    Мне очень трудно говорить об этом до сих пор, но если в моей практике (в жизни) встретятся детки с КИ, я обязательно буду применять полученные знания в своей работе, пробуя и подбирая под каждого ребенка с КИ «ключик».

    Выражаю свою признательность и благодарность всем тем людям, кто развивает и продвигает столь благородное и нужное дело.

    Огромное спасибо преподавателям и организаторам курса за проведение, организацию и терпеливое отношение к слушателям)))

    С уважением, Любовь Петровна»


Институт коррекционной педагогики РАО благодарит заместителя Министра образования Омской области Оксану Владимировну Груздеву.

Выражаем слова искренней признательности старшему преподавателю кафедры дефектологического образования ОмГПУ Екатерине Витальевне Орловой за прекрасную организацию работы группы слушателей в Омске.


Приводим результаты анкетирования слушателей.

Результаты анкетирования слушателей курса «Метод «3П-реабилитации» детей после кохлеарной имплантации: система работы сурдопедагога» в г. Омске
Результаты анкетирования слушателей курса «Метод «3П-реабилитации» детей после кохлеарной имплантации: система работы сурдопедагога» в г. Омске
Результаты анкетирования слушателей курса «Метод «3П-реабилитации» детей после кохлеарной имплантации: система работы сурдопедагога» в г. Омске