I Всероссийский съезд дефектологов

26-28 октября 2015 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд дефектологов «Особые дети в обществе».

Миссией Съезда была заявлена консолидация усилий семьи, общества и государства в создании условий для нормальной жизни и самореализации детей, подростков и молодежи, страдающих нарушениями психического и физического здоровья. В течение трех дней участники Съезда обсуждали широкий спектр обучения, воспитания, социализации, диагностики, реабилитации и трудоустройства детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Делегатами Съезда стали представители органов законодательной и исполнительной власти, культуры, спорта, бизнеса, медицины, издательской и промышленной индустрии, родительских и общественных организаций; руководители, педагоги, исследователи в сфере образования и науки.

Научные сотрудники ФГБНУ «ИКП РАО» подготовили и провели заседание секции «Академическая наука – меняющейся практике помощи детям с ОВЗ» (модераторы – академик РАО, профессор Н.Н. Малофеев, проректор по научной работе ЛГУ имени А.С. Пушкина, профессор Л.М. Кобрина, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, к.психол.н. Л.П. Фальковская). Заявленная тема привлекла внимание почти двухсот делегатов из 28 субъектов Российской Федерации.

Доклады от Института также были представлены на заседаниях секций «Подготовка и переподготовка специалистов в свете модернизации образования»; «Раннее комплексное сопровождение детей с ОВЗ и их родителей в современном межведомственном пространстве», «Индивидуализация дошкольного детства через вариативность образовательных программ». Сотрудники Института активно участвовали в работе круглых столов «Образование детей с нарушениями слуха» и «Образование детей с нарушениями зрения», объединенных единой темой «От «Закона об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартов к изменениям системы образования детей».

В проект резолюции Съезда участники секции «Академическая наука – меняющейся практике помощи детям с ОВЗ» рекомендовали включить следующие предложения:

  1. Признать ценность результатов и опережающий характер академических исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии для современной практики инклюзивного и специального образования детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: подход к комплексной реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации; подход и технологии коррекционной помощи, обучения и воспитания детей с РАС; электронные инструменты формирования практических компетенций дефектолога; разработку открытой электронной библиотеки «Отечественная научная школа дефектологии»; подход и технологии комплексной реабилитации ребенка с тяжелой черепно-мозговой травмой; подход и технологии формирования мобильности незрячего ребенка и технологии обучения специалистов методам формирования жизненной компетенции этой категории детей.
  2. Инициировать создание программы повышения квалификации преподавателей ВУЗов и ИПКРО, работников инклюзивного и специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения оперативного внедрения в практику новейших достижений академической науки в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
  3. Съезд признает острую потребность внедрения в систему непрерывного образования специалистов виртуальных библиотек обучающих детских случаев и виртуальных практик работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, разработанных ФГБНУ «ИКП РАО». Просим Министерство образования и науки РФ обеспечить доведение опытных образцов до сетевых продуктов и их внедрение.