Сотрудничество ИКП РАО и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Конференция «Эволюция слепоглухоты и что из этого следует»

3-4 апреля 2018 года в Москве проходила очередная IV Международная конференция по слепоглухоте «Эволюция слепоглухоты и что из этого следует». Конференция, организованная благотворительным Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» и Ресурсным центром поддержки слепоглухих и членов их семей «Ясенева поляна», как и в предыдущие годы яркая и насыщенная мероприятиями, собрала участников из разных регионов страны и ряда зарубежных стран. В состав участников мероприятия вошли специалисты, работающие со слепоглухими и людьми с множественными нарушениями развития, сотрудники ведущих научных учреждений, преподаватели вузов, реабилитологи, инженеры, представители различных общественных организаций из России, США, Норвегии, Румынии и Польши, родители слепоглухих детей.

На пленарном заседании, в приветственном слове к участникам конференции президент благотворительного Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Д.В. Поликанов отметил, что их задачей является внедрение высокотехнологичных средств реабилитации, разработка отечественных инновационных ассистивных технологий, интеграция лучшего российского и международного научного опыта, а также создание базы педагогических методик, программ, исследований и широкое распространение их на всей территории нашей страны».

На конференции работали секции, посвященные различным актуальным проблемам помощи слепоглухим людям:

  • Анализ изменения причин слепоглухоты и состава слепоглухих.

  • Клинические аспекты реабилитации лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

  • Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с бисенсорными нарушениями после применения высокотехнологичной медицины.

  • Современные требования к подготовке специалистов для работы с детьми с врожденными сложными сенсорными и множественными нарушениями.

  • Социокультурная реабилитация: успешные практики.

  • Современные технические средства и медицинские технологии реабилитации при комплексных нарушениях.


В работе конференции принимали активное участие научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

Вице-президент РАО, директор ИКП РАО, академик РАО, д.пед.н., профессор Н.Н. Малофеев выступил на открытии мероприятия, обратившись с приветственным словом к его участникам.

На секции «Анализ изменения причин слепоглухоты и состава слепоглухих» (модератор – профессор МГППУ, к.пед.н. Т.А. Басилова) главный научный сотрудник ИКП РАО, д.пед.н., профессор С.Б. Лазуренко представила вызвавший большой интерес аудитории доклад «Структура нарушений здоровья младенцев с сочетанными сенсорными нарушениями». В своем выступлении докладчик отметила, что структура и тяжесть нарушений здоровья детей определила необходимость разработки стратегии коррекционно-педагогической помощи в реабилитации, которая была создана двумя ведущими научными учреждениями страны ФГБНУ «ИКП РАО» и ФГАУ «НМИЦЗД» Минздрава России и доказала свою эффективность в процессе многолетней реализации.

Модератором секции «Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с бисенсорными нарушениями после применения высокотехнологичной медицины», в ходе которой обсуждались разные подходы к реабилитации после кохлеарной имплантации, выступила заведующая отделом научных исследований ИКП РАО, д.психол.н., доцент Е.Л. Гончарова. В совместном докладе модератора секции Е.Л. Гончаровой и главного научного сотрудника ИКП РАО, д.пед.н, член-корреспондента РАО О.И. Кукушкиной «Слепоглухие дети с КИ и «ЗП-реабилитация» отмечалось, что современная высокотехнологичная медицинская помощь слепоглухим детям обеспечивает лишь предпосылки избавления от одного из имеющихся первичных нарушений, и только правильно организованная психолого-педагогическая реабилитация может обеспечить переход на путь развития слышащего – когда ребенок с КИ, оставаясь слепым, сможет общаться и осваивать речь в естественной коммуникации как слышащий. Созданный в ИКП РАО метод «ЗП-реабилитация» особенно актуален для детей с врожденными бисенсорными нарушениями, поскольку у них чаще чем у слепых и глухих детей, уже на первом году жизни оказывается нарушенным становление эмоционального взаимодействия с близкими взрослыми. «Запуск» такого взаимодействия является важнейшей задачей специалиста в ситуациях, когда КИ не проводилась ребенку. После КИ эта задача сохраняется и усложняется. Специалист по реабилитации детей после КИ должен уметь «запускать» и развивать процесс эмоционального взаимодействия с близкими взрослыми слепого ребенка с КИ на основе обеспеченных ему имплантом почти полноценных слуховых возможностей.

Выступление старшего научного сотрудника ИКП РАО, к.пед.н. А.И. Сатаевой «Педагогические условия и средства в работе со слепоглухим имплантированным ребенком в рамках «ЗП-реабилитации» было посвящено самой технологии перестройки эмоционального взаимодействия ребенка с КИ с его семьей (24 шага) на новой сенсорной основе. Центральное место в работе занимает организация эмоционально захватывающих ребенка игр с его родителями, в которых используются ярко окрашенные и звучащие игрушки. В ходе таких игр у ребенка естественно возникают коммуникативные инициативы и отклики. Подчеркивалось, что на каждом этапе работы необходима специальная презентация родителям расширяющихся возможностей взаимодействия их ребенка с сурдопедагогом на новой сенсорной основе.

В докладе старшего научного сотрудника ИКП РАО Т.П. Кудриной раскрывалась последовательность действий педагога при обучении матери слепоглухого ребенка первых лет жизни специальным коммуникативным умениям. При формировании у матери коммуникативного действия педагог использует следующую последовательность: освоение смысла, значения и содержания действия, овладение им в специально организованных условиях, включение в практику взаимодействия, оценку эффективности в общении с ребенком. Докладчик обратила особое внимание аудитории на то, что данная последовательность действий педагога при обучении позволит матери освоить необходимые умения при взаимодействии со своим слепоглухим ребенком в специально организованных условиях, включить их в повседневную практику общения и в режимные процессы.

С докладом на тему «Коммуникативные умения воспитателей дома ребенка как условие полноценной реализации потенциала развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» выступили старший научный сотрудник ИКП РАО, к.пед.н. Е.Б. Айвазян и научный сотрудник ИКП РАО А.В. Серкина. Докладчики представили участникам секции результаты проведенных в ряде московских Центров содействия семейному воспитанию исследований развития детей с тяжелыми множественными нарушениями и глубокой степенью умственной отсталости. Сопоставление поведения детей во взаимодействии с разными взрослыми (сотрудниками учреждения и приходящими взрослыми – исследователями из Института коррекционной педагогики и волонтерами) показало значительные различия. При взаимодействии с приходящими взрослыми, инициирующими коммуникацию, дети демонстрировали появление или улучшение зрительного контакта, увеличение инициативности и чувствительности в общении, рост эмоциональной выразительности реакций, расширение диапазона средств общения, формирование индивидуальных предпочтений в играх и в коммуникации, повышение уровня познавательной активности и самостоятельности. Со временем в поведении детей возникали устойчивые изменения, свидетельствующие о продвижении в развитии. В заключении выступления научные сотрудники ИКП РАО отметили, что результаты их наблюдений указывают на имеющийся у детей данной категории значительный потенциал развития, который может быть реализован лишь в условиях качественно иного взаимодействия со взрослыми. Возникает необходимость пересмотра содержания профессиональной деятельности воспитателей домов ребенка: ее базовым компонентом должно быть развивающее общение с детьми и соответствующее умение налаживать такое общение с детьми с выраженными множественными нарушениями развития.



Использованы материалы сайта благотворительного Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»:
http://so-edinenie.org