09.06.2018

Поздравляем выпускников магистерской программы Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

2 июня 2018 года успешно завершилась магистерская программа профессора Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире», реализованная на базе МПГУ. На протяжении двух лет, слушая лекции и выполняя научную работу под руководством исследователей новых областей специальной психологии и коррекционной педагогики: академика РАО Н.Н. Малофеева, д.психол.н. Е.Л. Гончаровой, д.психол.н. О.С. Никольской, д.психол.н. Е.Р. Баенской, д.пед.н., член-корр. РАО О.И. Кукушкиной, д.пед.н. Т.В. Николаевой, к.пед.н. А.И. Сатаевой, Т.П. Кудриной, к.пед.н. Е.Е. Китик, к.пед.н Н.Д. Шматко, к.пед.н. И.И. Кукушкина, магистранты не просто обретали новые знания, но имели исключительную возможность заглянуть в дефектологическую практику завтрашнего дня.

Ключевым для данной магистерской программы являлось понятие «эволюция», что и определило содержание уникальных дисциплин, освоение которых пока не входит в программы ни одного другого Университета России:

  • Вклад отечественной научной школы культурно-исторической дефектологии в понимание закономерностей нормального развития ребенка.

  • От понимания аутизма к пониманию закономерностей раннего аффективного развития ребенка в норме.

  • Эволюция предмета специальной психологии и коррекционной педагогики.

  • Эволюция инструментов работы дефектолога с профессиональной литературой.

  • Эволюция отношения общества и государства к детям с ограниченными возможностями здоровья и эволюция национальных образовательных систем (на примере 17 стран мира).

  • Эволюция представлений о содержании образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Эволюция средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: электронные инструменты.

  • Раннее выявление и предупреждение нарушений развития детей с различными ограничениями здоровья и детей группы риска. Разбор детских случаев.

  • Эволюция представлений о расстройствах аутистического спектра и помощи детям с РАС. Разбор детских случаев.

  • Эволюция представлений о речевых нарушениях и логопедической помощи. Разбор детских случаев.

  • Кохлеарная имплантация и поворот в развитии сурдопедагогики. Разбор детских случаев.

  • Специализированные мобильные приложения для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей и педагогов.

  • Виртуальные профессиональные практики логопеда и сурдопедагога.


Наряду с глубокой современной теоретической подготовкой магистры могли наблюдать и учиться практической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Занятия, организованные в институтском Отделе «Модельная практика работы с детьми», где внедряются новейшие научные подходы, методы и технологии междисциплинарной помощи разным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первых месяцев жизни, вели специалисты высшей квалификации. Участвуя в междисциплинарных диагностических приемах, коррекционных занятиях, анализируя видеозаписи профессиональной работы ведущих сотрудников Института, работая с виртуальными профессиональными практиками, магистры осваивали новый уровень профессионального мастерства в области диагностики и коррекции различных нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, с синдромом Дауна, нарушениями зрения, слуха (в том числе имплантированных), слепоглухих, детей с речевыми нарушениями, с расстройствами аутистического спектра.

В ходе обучения студенты успешно выполнили ряд уникальных проектов. Неординарность тематики магистерских диссертаций определялась приоритетами исследований ИКП РАО и позволила выпускникам ставить и решать актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Считаем целесообразным перечислить темы работ и назвать их авторов.



Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Использование адаптивной физической культуры в коррекционной помощи младшим школьникам с РАС»
Трубина Анна Валентиновна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Сравнительный анализ различных подходов к реабилитации детей после кохлеарной имплантации»
Решетникова Евгения Евгеньевна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Применение электронных инструментов для оценки жизненной компетенции детей с ЗПР»
Акулина Анастасия Викторовна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Применение электронных инструментов для оценки жизненной компетенции детей с нарушениями речевого развития»
Бокарева Татьяна Александровна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Компьютерные инструменты оценки понимания текста у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Черва Альбина Александровна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Применение метода глобального чтения для обучения чтению старших дошкольников с ОНР III уровня»
Акимова Наталья Александровна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Тьюторское сопровождение ребенка с РАС в коррекционной школе»
Шеломцева Анна Андреевна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Применение карты нормального речевого онтогенеза для оценки уровня речевого развития ребенка»
Вольф Катарина Андреевна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Применение карты нормального речевого онтогенеза для оценки уровня сформированности фонетико-фонематических процессов у детей»
Путята Олеся Андреевна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Применение интерактивной карты нормального речевого онтогенеза
для оценки коммуникативного поведения ребенка с речевыми нарушениями»

Могученко Анастасия Кирилловна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Анализ современной аудитории научной школы культурно-исторической дефектологии,
ожиданий и предпочтений родителей детей с ОВЗ»

Бурмина Виктория Ильинична




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Влияние социальных и педагогических условий на профориентацию школьников с нарушением слуха»
Алхури Нура




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Динамика развития ребенка с РАС в процессе коррекционной работы в реабилитационном центре»
Кайнова Полина Сергеевна




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Педагогическая оценка сформированности приемов понимания текста дошкольниками и младшими школьниками»
Эзиефуле Окезие Фаина Чиденма




Магистерская программа Н.Н. Малофеева «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире»

«Педагогическое изучение развития детей с кохлеарными имплантами»
Аникеева Мария Сергеевна




Уровень диссертационных работ, новизна избранных тем, неординарность выводов получили высокую оценку председателя ГЭК, д.пед.н., профессора В.В. Воронковой и других членов государственной экзаменационной комиссии, единодушно признавших органичное сочетание фундаментальных классических основ и новых приоритетов развития отечественной науки. Ученый совет ФГБНУ «ИКП РАО» принял решение посвятить отдельный выпуск электронного журнала «Альманах Института коррекционной педагогики» диссертационным исследованиям наших молодых специалистов.

Мы поздравляем выпускников, успешно освоивших магистерскую программу «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в меняющемся мире», и желаем им интересной профессиональной жизни.

Будем рады видеть проявивших интерес к научной деятельности и хорошо зарекомендовавших себя магистров и в аспирантуре Института и в числе наших сотрудников.



Отзывы выпускников магистерской программы Н.Н. Малофеева
«Образование детей с ОВЗ в меняющемся мире»


  • «Для меня обучение в магистратуре поначалу было очень непривычным. С самого начала от нас требовали не заучивания, а понимания, умения выразить свои мысли и чувства по отношению к тому, о чем мы говорим. Это было ново и в начале нашего пути это вызывало недоумение. Было трудно говорить, выражать свои мысли, особенно излагать их на письме. Но постепенно становилось легче, потому что с нами разговаривали, поправляли там, где мы делали ошибки, и объясняли, где мы не правы. Это мне очень помогло. Даже в семье мне стали говорить, что моя речь изменилась и стала лучше.

    Больше всего мне нравилось то, что мы узнавали многое не только о нашей профессии, но и о культуре и истории разных стран. Для себя я отметила, что много не знала, и хотелось скорее заполнить эти пробелы.

    Весь курс был очень интересным. Все предметы, которые нам преподавали, перевернули мое представление обо всем, чему меня учили до этого. На лекциях о нормальном речевом онтогенезе я просто недоумевала, почему нам не могли так подробно, точно и понятно рассказывать о норме речевого развития на бакалавриате, ведь это основа не только для логопеда, но и для любого специалиста. После этих лекций я иначе стала смотреть на речевое развитие детей.

    Я очень благодарна всем преподавателям за то, что они столько времени и сил потратили на наше обучение».

    (Анастасия Могученко)

    • «В начале нашего обучения в ИКП нам много говорили о важности благодарить и быть благодарным. Именно поэтому по прошествии обучения больше всего хочется именно благодарить. Благодарить за уникальный опыт и приобретенные знания, которые находят свое отражение в практике и делают ее понятной и полезной. Благодарить за возможность попробовать себя в новой роли исследователя и проделать значимую и интересную работу. И, конечно же, огромные слова благодарности хочется сказать за атмосферу, которая чувствуется в ИКП РАО. Эти два года были сложными, продуктивными, а главное вдохновляющими на новые профессиональные открытия».

      (Анастасия Акулина)

      • «Благодаря обучению в магистратуре, я узнала о таком новом и инновационном направлении как кохлеарная имплантация и 3П-реабилитация. Я очень многому научилась за эти 2 года, посещая лекции, конференции. Больше всего мне понравились и запомнились практики, особенно по настройкам КИ. Очень хочется овладеть этим в совершенстве. Я очень благодарна нашим замечательным преподавателям за те бесценные знания и опыт, которые они нам передали.

        Я хочу отдельно обратиться со словами благодарности к Николаю Николаевичу Малофееву. Слушать его лекции было очень интересно и познавательно. Периодизация Николая Николаевича стала для меня открытием. Она систематизирует знания и позволяет подходить к дефектологии с точки зрения истории и философии.

        Большое спасибо моему научному руководителю Ольге Ильиничне Кукушкиной за ее ценные советы, наставления и поддержку. И за такую интереснейшую тему Диссертации. Благодаря этой теме я стала больше вникать в проблему реабилитации детей после КИ. Познавать все тонкости и особенности реабилитации не только отечественной, но и зарубежной. Проводить сравнительный анализ методов было очень интересно. Ольга Ильинична потрясающий научный руководитель.

        Спасибо большое Татьяне Владимировне Куликовой за интереснейший практический опыт и ценные советы, которыми она делилась со мной на протяжении всех занятий – как поступить в данном конкретном случае, на что важно обратить внимание, какую книгу стоит прочитать, чтобы больше понять проблему. Благодаря Татьяне Владимировне я узнала много нового и важного для освоения проблемы реабилитации в практическом плане. Это придавало мне уверенности, и я ей очень благодарна.

        И больше спасибо Альбине Ирековне Сатаевой за тот практический и научный опыт, которым она делится со мной во время занятий. На занятиях всегда царит дружелюбная, веселая и располагающая атмосфера; когда пациентов приходит мало, очень сожалеешь, что занятия подходят к концу.

        Я желаю ИКП РАО дальнейшего процветания, новых открытий и талантливых последователей».

        (Евгения Решетникова)

        • «Для меня это очень большая честь защищать магистерскую работу в одном из ведущих институтов в России. Это был трудный, но интересный опыт в моей жизни, теперь я могу сказать: «Как же мне повезло, что у меня он есть!»

          От лица гражданина своей страны – Сирии, я очень признательна за высокую квалифициую, которую я получила в ИКП, за доброжелательное отношение ко мне.

          Спасибо от души!»

          (Нура Алхури)

          • «Обучение в магистратуре при ИКП РАО оказало большое влияние на мое сознание студента, на мои личные качества. Начиная со школы, я привыкла быть первой во всем: по успеваемости, по степени участия в различных конкурсах, мероприятиях, в жизни коллектива. Так было до поступления в магистратуру и носило скорее соревновательный характер, чем было похоже на настоящее обучение. Я никогда не задумывалась «А зачем мне надо это знать? Где это будет применимо? Почему это важно?» К сожалению, в большинстве учебных заведений важна количественная оценка, а не качественная. Важны оценки, а не сам процесс. Эти мысли в корне поменялись после общения и взаимодействия с преподавателями Института. Не сразу. Был долгий процесс привыкания, перестройки образа мышления, способов получения знаний и достижения результата. Как итог – защита наших магистерских диссертаций, во время которой я получила огромное удовольствие от самого процесса: задаваемых вопросов, ответов наших магистрантов, дискуссий, которые разворачивались по мере освещаемых проблем. Замечу, что никто не вспоминал об оценке, все были погружены в предмет дискуссий, пытались вникнуть в суть. Считаю это правильным подходом в обучении. Я научилась воспринимать критику, смотреть на проблему с различных точек зрения. Большое спасибо всем преподавателям Института за такие изменения в образе мыслей».

            (Олеся Путята)

            • «Стоя перед трибуной, окидывая взглядом членов комиссии, я думала: «Вот он! Вот – финиш! Осталось каких-то несколько минут и все пройденное, прожитое за два последних долгих учебных года останется позади: многочисленные лекции, изматывающие семинары, практические занятия».

              За время обучения мы были не только студентками, но и обычными женщинами со своими радостями и огорчениями, трудностями и маленькими «победами», мы влюблялись, расходились, мирились, провожали в последний путь, поздравляли с рождением… Мы жили!

              Сейчас, оставив в прошлом все учебные проблемы, на душе стало немножечко грустно от осознания, что впредь не надо бежать за знаниями в ИКП, что «гонка» окончена, больше не будет слышен подбадривающий голос Ольги Ильиничны, Елены Львовны, не встретится Николай Николаевич…

              Я хочу выразить огромную благодарность научному руководителю и всем педагогам, работавшим с нами. Спасибо! За помощь, за знания, терпение, желание поделиться практическим опытом, за все!»

              (Наталья Акимова)

              • «Учеба на данном направлении не была похожа на традиционную. Любой студент, когда идет учиться, хочет знать свою будущую профессию, но заучивание материала наизусть и блестящий ответ по билету на экзамене не гарантирует того, что вы будете разбираться в изученном вопросе и успешно сможете применить это на практике. Это мы поняли уже на первой сессии. Многое из того, что мы знали ранее, пришлось пересмотреть. Пришлось иначе научиться воспринимать и интерпретировать увиденное на практике, видеть с точки зрения культурно-исторической дефектологии. Возникло желание перечитать великих классиков в области дефектологии: Л.С. Выготского, Р.Е. Левину. Каждый раз открывая новые «грани» знания, профессиональные взгляды менялись. Наши преподаватели терпеливо вели нас к истинному пониманию, направляли, помогая приобрести необходимые навыки в интересующей области дефектологии. У каждой из нас была уникальная возможность выбрать «сердцем» область и категорию детей для работы. Лучшие специалисты в выбранной области помогали в написании выпускной работы. С удивлением для себя, к окончанию обучения каждый отметил, что с интересом ждет выступления своих коллег на защите. Это было интересное общение, уникальная возможность обучения у лучших педагогов-практиков в области культурно-исторической дефектологии, получен ценный профессиональный опыт».

                (Татьяна Бокарева)