Сотрудничество АСИ и ИКП РАО в продвижении идей ранней помощи

15-16 июня 2015 года в Москве проходила научно-практическая конференция «Система ранней помощи в региональном образовательном пространстве: опыт и стратегия развития», организованная Агентством Стратегических Инициатив (АСИ) и Минобрнауки России. Целью мероприятия было осмысление опыта регионов по созданию и развитию системы ранней помощи семье ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида в контексте реализации социально значимого проекта АСИ «Система доступного и непрерывного образования для детей с ОВЗ с раннего возраста».

На пленарном заседании ведущие специалисты ФГБНУ «ИКП РАО» представили теоретические и практико-ориентированные подходы к развитию системы ранней помощи, разработанные в русле отечественной научной школы.

Доклад директора института, академика РАО Н.Н. Малофеева «Ранняя помощь: от эксперимента ИКП РАО до региональных моделей» позволил ретроспективно проследить отечественную историю становления ранней помощи детям-инвалидам, а также роль, которую в этом процессе на протяжении столетия играл Институт. К сожалению, сегодня мало кто помнит, что первое в Европе коррекционное дошкольное учреждение – «детский сад-пансион для глухонемых» было открыто Н.А. и Ф.А. Рау в 1900 г. Принимали в него детей с 4-х лет. Свою мечту о начале работы с первого года жизни глухого малыша супруги Рау попытались реализовать в 20-е гг. минувшего века, увы, эксперимент продлился недолго. Возродить его станет возможным в конце 50-х гг., в контексте «оттепели». К концу 80-х цепочка «индивидуальное занятие – экспериментальная группа при лаборатории НИИ дефектологии АПН СССР – экспериментальные детские сады» была выстроена. Также в пору «оттепели» становятся возможными фундаментальные комплексные нейропсихофизиологические и психологические исследования, проводимые сотрудниками института в русле идей А.Р. Лурия. Упомянутые исследования стимулировали педагогический поиск в работе с детьми первого года жизни с нарушением зрения, ДЦП, РДА.

В середине 60-х гг. Минпрос РСФСР удовлетворил просьбу московских специалистов открыть детский сад для умственно отсталых дошкольников (через 65 лет после учреждения Н.А. и Ф.А. Рау). Одним из инициаторов уникального на тот момент проекта и его «мотором» была Е.А. Стребелева. В 1993 г. Елену Антоновну пригласили в ИКП РАО возглавить «под неё созданную» лабораторию обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями. За создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста Е.А. Стребелева была удостоена звания Лауреат Государственной премии Президента РФ в области образования за 1999 г.

В 1992 г., понимая необходимость проведения более масштабной и энергичной работы с детьми-инвалидами с первых дней жизни, Ученый совет ИКП РАО решает создать лабораторию содержания и методов ранней помощи детям с отклонениями развития (зав. лаб. – к.пед.н. Ю.А. Разенкова). Фундаментальные и практико-ориентированные разработки Лаборатории заинтересовали Московское бюро ЮНЕСКО, хорошо известны и признаны в Странах СНГ и Балтии.

Докладчик подчеркнул, что важность раннего начала специального обучения детей с нарушением слуха была осознана в России более ста лет тому назад. В 90-е гг. исследования и экспериментальная практика по организации ранней диагностики и ранней помощи становятся одним из приоритетов деятельности ИКП РАО. По мнению Н.Н. Малофеева, импортируемые с конца ХХ века зарубежные модели ранней помощи, сами по себе весьма привлекательные, зачастую оказываются чужеродными для России в силу несовпадения культурных кодов, традиций, уклада жизни.

Модели ранней помощи, разработанные в ИКП РАО, базируются на результатах масштабных и весьма длительных фундаментальных комплексных нейропсихофизиологических и психологических исследований. Многолетний опыт продуктивного сотрудничества с Самарской и Калининградской областями, Республикой Марий Эл, Красноярским краем доказал эффективность предлагаемых моделей.

Более подробно результаты исследований в области ранней помощи различным категориям детей с ОВЗ и их семьям, а также трансформацию исследований в методические продукты, адресованные практике, были представлены в докладах ведущих сотрудников ИКП РАО:

«Современное состояние и перспективы развития психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка раннего возраста с нарушениями здоровья», д.пед.н. С.Б. Лазуренко;

«Кохлеарная имплантация: новые возможности в педагогической реабилитации глухих детей», к.пед.н. Т.В. Николаева;

«Ранняя помощь детям с нарушениями слуха», к.пед.н. Н.Д. Шматко;

«Ранняя помощь при аутизме», д.психол.н. Е.Р. Баенская, д.психол.н. М.М. Либлинг;

«Портал ИКП РАО – открытая площадка поддержки регионов», к.пед.н. И.И. Кукушкин.

На секционных заседаниях был сопоставлен и проанализирован региональный опыт; представлены вариативные модели служб/отделов ранней помощи; обоснованы условия и подходы, необходимые для проектирования и организационного развития региональных и муниципальных систем ранней помощи детям. Систематизированы и представлены на обсуждение нормативно-правовые, организационные, институциональные и кадровые ресурсы поддержки системы ранней помощи семьям детей с ОВЗ в Самарской области, Красноярском крае и Республике Марий Эл.

По мнению участников конференции, развитие системы ранней помощи в регионах Российской Федерации сдерживается из-за отсутствия: федеральной законодательной базы; координации в действиях ведомств образования, здравоохранения и социальной защиты населения; рынка услуг в области ранней помощи семье ребенка с ОВЗ; неучастия негосударственного сектора в области ранней помощи семье ребенка с ОВЗ; а также из-за недостаточной сети центров ранней помощи семьям детей с ОВЗ.

Вниманию участников конференции был представлен поддержанный АСИ социально значимый проект «Система доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста» (зав. лабораторией ИКП РАО, к.пед.н. Ю.А. Разенкова). Проект предлагает целостное системное решение по созданию и становлению системы ранней помощи семье ребенка с ОВЗ в региональном образовательном пространстве. Планируется создание концепции, модели, пакетов методических материалов, программы обучения (повышения квалификации), сопровождение специалистов, интегрированные в научно-методический продукт (готовое решение для регионов) – информационно-ресурсную систему с удаленным доступом и возможностью построения вариативной региональной модели, включающую автоматизированную систему расчета и дорожную карту для ребенка с ОВЗ и его семьи.

Участник конференции единодушно признали необходимость осуществления целенаправленной работы по следующим направлениям:

Внесения дополнений в Закон «Об образовании», предусматривающих создание региональных и муниципальных центров и служб, проводящих выявление детей с отклонениями в развитии среди новорожденных и детей раннего возраста; оказывающих комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста, в том числе имеющего отклонения в развитии; семьям групп риска.

Разработка ФЦП развития системы ранней помощи семье с проблемным ребенком в сфере образования. Программа должна обеспечить сотрудничество различных заинтересованных ведомств, учреждений, академических институтов, ВУЗов, региональных органов управления образованием, здравоохранением и социальной защитой.

Создание механизма межведомственного взаимодействия в качестве важнейшего условия обеспечения функционирования системы ранней помощи на территории Российской Федерации.

Разработка и реализация комплекса мер по обеспечению внедрения единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии по направлениям: «Нормативно-правовое обеспечение системы», «Финансово-экономическое обеспечение», «Система подготовки и переподготовки кадров», «Информационное обеспечение», «Научно-методическое обеспечение», «Стратегия формирования адекватного отношения микро – и макросоциумов к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии», «Развитие негосударственного сектора в области ранней помощи семье ребенка с ОВЗ».