06.03.2019

Разработка комплексной системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий

5 марта 2019 года в Министерстве просвещения Российской Федерации в рамках проекта «Современная школа» состоялось заседание рабочей группы для разработки комплексной системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий. С основным докладом по заявленной теме выступил директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ С.Г. Косарецкий. По словам докладчика, «доля российских учащихся, не достигших минимального уровня функциональной грамотности хотя бы по одному предмету в PISA, составляет: по математике – 20%, по чтению – 20%, по естествознанию – 20%.».

«Функциональная неграмотность, – напомнил С.Г. Косарецкий, – есть неспособность человека участвовать в тех видах деятельности, для которых грамотность является необходимым условием, неспособность использовать навыки чтения, письма и счета для собственного развития и развития сообщества.

Функционально неграмотный индивид может владеть упомянутыми навыками, но оказывается не способным применять их для решения практических задач: чтения инструкций лекарственных препаратов; заполнения анкеты при приеме на работу; подача заявления для получения ипотечного кредита; чтение выписями из банка; выбора и оплаты покупок в магазине». По убеждению докладчика: «Функциональная неграмотность характерна в большей степени для детей из семей с низким уровнем культурного капитала».

Изменить сложившуюся ситуацию, по мнению директора Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, может создание многоуровневой системы отслеживания обучающихся, которые могут отстать и выпасть из системы образования. Необходимы: внутришкольная система оценки качества (мониторинг прогресса учащихся на всем интервале обучения); региональные исследования качества образования; мониторинги проблем социализации и поведения; интегрированная защищенная база индивидуальных данных (дошкольная организация, школа, поликлиника, ПМСЦ).

В работе заседания принял участие и.о. директора ИКП РАО Н.Н. Малофеев.