Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы

23 ноября 2018 года в Институте детства МПГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы».

Основная цель конференции – обсуждение актуальных научно-методических и прикладных проблем сурдопедагогики, перспектив развития системы образования лиц с нарушениями слуха, подготовки, переподготовки и повышения квалификации сурдопедагогических кадров.

В масштабном мероприятии приняли участие более 350 человек: ученые, преподаватели, сурдопедагоги, учителя-дефектологи и психологи из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга, Белгорода, Волгограда, Казани, Ростова, Самары, Курска, Воронежа, Нижнего Новгорода, Республики Саха (Якутия), Архангельска, Кирова, Армавира, Череповца, Пскова, Липецкой области, Республики Крым, Республики Дагестан, Республики Башкортостан и других городов и регионов Российской Федерации.

Пленарное заседание открыла начальник отдела образования обучающихся с ОВЗ Министерства просвещения РФ Ю.М. Сачко. По данным Министерства, озвученным Юлией Михайловной, к настоящему моменту в 79 регионах Российской Федерации насчитывается 7200 глухих детей и 8200 слабослышащих. Более 4000 детей с нарушенным слухом обучаются в инклюзивных классах. Разработан ФГОС для детей с ОВЗ – учащихся начальной школы, дорабатываются примерные адаптивные программы.

В своем выступлении начальник отдела образования обучающихся с ОВЗ подчеркнула необходимость оказания сурдопедагогической поддержки детям после проведения кохлеарной имплантации, в связи с чем крайне важно организовывать повышение квалификации для сурдопедагогов, работающих с данной категорией детей.

В ходе конференции ее участники обсудили широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих и научно-методических вопросов образования лиц с нарушениями слуха. В докладах нашли отражение актуальные проблемы комплексного сопровождения детей с нарушениями слуха разного возраста, комплексной реабилитации и образования детей после кохлеарной имплантации, повышения качества образования и воспитания обучающихся с нарушением слуха, технологии достижения обучающимися планируемых результатов по предметам коррекционно-развивающей области адаптированных основных образовательных программ, сурдопедагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, повышения качества работы психолого-педагогической и социально-педагогической служб образовательных организаций, повышения эффективности профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и социализации обучающихся, коммуникации лиц с нарушениями слуха, организации межведомственного взаимодействия и сотрудничества с общественными организациями в процессе образования детей с нарушением слуха, обеспечения качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сурдопедагогов. Выступления сопровождались мультимедийными презентациями, видеофрагментами занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. Были представлены постерные доклады о педагогической работе с глухими и слабослышащими детьми в образовательных организациях разных регионов страны.

На пленарном заседании выступили специалисты Института коррекционной педагогики.

К.пед.н. А.И. Сатаева представила заинтересованной аудитории достижения отечественной научной школы, основанные на анализе результатов работы по методике «3П-реабилитации» детей с КИ. Несмотря на появление новых слуховых возможностей после проведения кохлеарной имплантации, самостоятельно дети не могут ими воспользоваться. В качестве решения проблемы ИКП РАО предлагает наиболее эффективный и максимально короткий по времени проведения метод «3П-реабилитация». Альбина Ирековна представила основные сессии в работе сурдопедагога, направленные на перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи, а также на решение главной задачи – перестройку эмоционального взаимодействия родителей со своим ребенком с КИ. Описывая содержание сессий «3П-реабилитации», А.И. Сатаева подтверждала каждое свое утверждение видеофрагментами, демонстрирующими успехи ребенка в освоении речи в естественной коммуникации и готовность к взаимодействию со слышащими сверстниками.

Подробнее с методом можно познакомиться в специальном выпуске сетевого научно-методического журнала «Альманах Института коррекционной педагогики», посвященном теме кохлеарной имплантации:


К.пед.н. Н.Д. Шматко в докладе «Ранняя коррекционная помощь детям с нарушенным слухом: минувшие 30 лет, ретроспективный взгляд» рассказала о том, что уже было достигнуто за прошедшие десятилетия и что в настоящее время является наиболее актуальным.

Докладчик подчеркнула, что ранняя (с первых месяцев жизни ребенка) коррекция нарушенной слуховой функции в настоящее время реализуется в условиях, с одной стороны, широкого внедрения в стране системы ранней помощи детям с ОВЗ, а с другой – распространения нового эффективного метода реабилитации – кохлеарной имплантации. Это необходимо учитывать при реализации системы ранней педагогической помощи.

Во второй половине дня работа конференции была организована по шести секциям:

  • Современные технологии обучения и воспитания детей с нарушениями слуха школьного возраста;

  • Комплексное сопровождение детей с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста;

  • Подготовка сурдопедагогических кадров в системе высшего образования;

  • Коррекционно-развивающая работа в системе образования и комплексной реабилитации детей с нарушениями слуха;

  • Психолого-педагогические и организационно-управленческие аспекты профориентации и профессионального образования лиц с нарушением слуха;

  • Образование лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Сотрудники ИКП РАО принимали активное участие в секционных заседаниях, где представили следующие доклады:

«Ранний детский аутизм или глухота: различия в поведении детей»
О.С. Аршатская, к.психол.н.;

«Виртуальные профессиональные тренажеры для обучения сурдопедагогов: (обследование 24 детей)»
Т.В. Николаева, д.пед.н.;

«Специализированные сетевые ресурсы для сурдопедагога: Институт коррекционной педагогики – практике»
Е.В. Алексеева;

«Взаимодействие тифло- и сурдопедагога в работе с детьми с бисенсорными нарушениями»
Т.П. Кудрина, к.пед.н., Т.В. Куликова.



Использовались материалы сайта МПГУ:
http://mpgu.su