Эмоционально-смысловой подход в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

15-17 октября 2018 года сотрудники Института коррекционной педагогики РАО провели обучающий семинар для специалистов Псковской области, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Семинар состоялся в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения – образовательном учреждении, созданном в 1993 году по инициативе группы родителей детей-инвалидов г. Пскова и являющимся в настоящее время одним из наиболее известных в стране, благодаря своим достижениям в развитии системы помощи детям, подросткам и взрослым с особыми образовательными потребностями. В 2017 году Центру лечебной педагогики был присвоен статус Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями.

Программа семинара включала в себя лекции и мастер-классы с показом видеоматериалов, демонстрирующих динамику развития детей в процессе коррекционной работы. На семинаре обсуждались современные исследования проблемы РАС, причин возникновения аутистического расстройства и особенностей аффективного и когнитивного развития аутичных детей.

Главный научный сотрудник ИКП РАО, д.психол.н. Е.Р. Баенская рассказала слушателям семинара о том, какие признаки аффективных нарушений у ребенка раннего возраста могут быть проявлениями аутистического дизонтогенеза. Подробно, с видеопримерами были рассмотрены варианты ранних проявлений нарушения взаимодействия ребенка с его ближайшим окружением, предложены способы помощи семье, воспитывающей такого ребенка.

В ходе семинара были раскрыты основные принципы эмоционально-смыслового подхода к коррекции РАС, разработанного сотрудниками ИКП РАО; на конкретных примерах коррекционной работы были рассмотрены формы и методы психолого-педагогической помощи при аутизме. При описании логики работы с дошкольниками с РАС основное внимание было уделено специальным приемам игры, совместного рисования и чтения.

Старший научный сотрудник ИПК РАО, к.психол.н. М.М. Либлинг ознакомила слушателей семинара с системой подготовки дошкольников с РАС к школьному обучению, учитывающей их особые образовательные потребности, а также с разработкой «Личный букварь», созданной сотрудниками Института и нацеленной на обучение детей с аутизмом осмысленному чтению и письму.