12.05.2019

Эмоционально-смысловой подход к работе с группами дошкольников с РАС: стажировка специалистов в Томске

C 15 апреля по 4 мая 2019 года в г. Томске на базе детского центра «Со-бытие» прошла стажировка, организованная Институтом коррекционной педагогики РАО для специалистов МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 465 комбинированного вида».

Тема стажировки – «Эмоционально-смысловой подход в групповой работе с детьми с РАС». Руководитель стажировки – научный сотрудник ИКП РАО Н.С. Гращенкова. Стажировка прошла в очно-заочной форме.

Заочная часть представляла собой дистанционную подготовку стажеров, которая состояла из:

  • изучения представленного шаблона игрового занятия с группой детей, имеющих РАС, и формулировки ответов на предложенные вопросы;
  • изучения теоретических и методических основ эмоционально-смыслового подхода к коррекционной помощи при аутизме по специально подобранным материалам, для ориентации в которых использовалась авторская презентация Н.С. Гращенковой;
  • анализа стажерами собственных занятий с позиций эмоционально-смыслового подхода, оценки особенностей детей в инклюзивной группе, определения основных целей, задач работы с дошкольниками, имеющими РАС, и потенциала рабочих условий ДОО для их реализации;
  • разработки на основе специализированного задания собственного плана профильного игрового занятия с группой дошкольников, в которую включены дети с РАС.

Очная часть стажировки состоялась 3-4 мая в виде практического семинара.

Программа первого дня семинара состояла из:

  • экспертной сессии «Особенности детей с тяжелыми формами РАС», прошедшей в форме доклада;
  • практической сессии «Начальные этапы помощи детям с тяжелыми формами РАС: цели, задачи, методы, критерии эффективности», основанной на анализе видеоматериалов, моделировании вероятных проблемных ситуаций и обсуждении вариантов их решения;
  • мастер-класса «Принципы и способы вовлечения детей с тяжелыми формами РАС в совместно-разделенное переживание в игровых формах работы»;
  • круглого стола, на котором подводились итоги дневных сессий, обсуждались возникшие у стажеров вопросы.

Таким образом, на протяжении первого дня семинара стажеры получили много важной информации о специфике начальных этапов работы с детьми с тяжелыми формами аутизма, что содействовало развитию их внутренней готовности к профессиональному решению наиболее проблемных ситуаций в работе с детьми с РАС.

В ходе второго дня практического семинара стажеры были вовлечены в работу с группой детей с РАС, посещающих ДЦ «Со-бытие». Участникам стажировки была предоставлена уникальная возможность под руководством и при поддержке томских коллег принять участие в специализированном игровом занятии в качестве наблюдателя, сопровождающего, соведущего, ведущего. В итоге стажеры смогли на практике получить личный опыт вовлечения детей с РАС в совместно-разделенное переживание, увидеть потенциал детей с РАС и результаты целенаправленной работы с ними, составить и апробировать план профильного игрового занятия.

По итогам мероприятий специалисты получили удостоверения ИКП РАО о прохождении стажировки.