ИКП РАО провел обучение сурдопедагогов, работающих с имплантированными детьми

С 26 по 31 октября 2015 года на базе лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха и речи были организованы курсы повышения квалификации для сурдопедагогов дошкольных и школьных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, сурдологопедических кабинетов, центров слуха, различных реабилитационных центров.

На курсах была широко представлена география нашей страны: Владивосток, Южно-Сахалинск, Якутск, Новосибирск, Сургут, Самара, Петрозаводск, Кострома, Рязань и другие города.

В течение недели сурдопедагоги специальных дошкольных и школьных учреждений, различных реабилитационных центров знакомились с подходом к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации, разработанном в Институте коррекционной педагогики. Был раскрыт смысл кохлеарной имплантации и последующей реабилитации в системе понятий отечественной научной школы сурдопедагогики, заключающийся в переходе ребенка на путь естественного развития. Проведенные в ИКП РАО многолетние психолого-педагогические исследования показывают, что успешная операция по кохлеарной имплантации, подключение речевого процессора, его первичная настройка только открывают возможность перехода ребенка с КИ на путь естественного развития, однако воспользоваться новыми слуховыми возможностями сразу и самостоятельно такой ребенок, как правило, не может. Требуется специальная согласованная работа сурдопедагога и семьи по «запуску» новых слуховых возможностей.

На лекционных занятиях преподавателями курсов д.пед.н. О.И. Кукушкиной, д.психол.н. Е.Л. Гончаровой, н.с. А.И. Сатаевой, к.пед.н. Н.Д. Шматко были раскрыты методология, принципы, содержание и организация реабилитационной работы с разными категориями имплантированных детей. Особое внимание было уделено содержанию работы сурдопедагога на самом ответственном этапе – запускающем, определяющим весь дальнейший процесс реабилитации. Было показано, что ребенок с КИ перейдет на путь естественного развития, если пройдет все этапы раннего слухового онтогенеза в контексте развития эмоционального взаимодействия с окружающим миром. Это необходимо вне зависимости от возраста, в котором проведена операция по кохлеарной имплантации.

В рамках практических занятий слушатели учились оценивать реакции детей при электростимуляции в процессе программирования речевого процессора. Эти занятия проводились совместно с руководителем центра кохлеарной имплантации ФГБУН РНПЦ аудиологии и слухопротезирования, к.мед.н. В.В. Бахшиняном. Интерес слушателей вызвало моделирование ситуаций развития эмоционального диалога, запускающего взаимодействие ребенка с близкими взрослыми. Много времени на практических занятиях было уделено анализу видеозаписей занятий с имплантированными детьми.

27 октября все слушатели стали участникам секции «Академическая наука – меняющейся практике помощи детям с ОВЗ», организованной ФГБНУ «ИКП РАО» в рамках работы I Всероссийского съезда дефектологов «Особые дети в обществе».

Каждому участнику курсов была подарена подготовленная коллективом авторов из ИКП РАО книга «Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка».

По окончании курса слушатели получили удостоверения установленного образца о повышении квалификации, которое учитывается при прохождении аттестации педагогическими работниками системы образования РФ.

Из отзывов слушателей о работе курсов повышения квалификации «Реабилитация детей раннего и дошкольного возраста с кохлеарными имплантами», проведенных в ФГБНУ «ИКП РАО»:

  • «… Очень воодушевлены полученной информацией, новым подходом в работе с детьми с КИ. Надеемся, что сможем использовать полученные знания на благо имплантированных детей. Общение со специалистами ИКП РАО передало нам мощный импульс саморазвития».

    «… Подход, который представлен преподавателями ИКП РАО для меня нов, но так эмоционально заразителен, что хочется работать так же и получать такие же прекрасные результаты с имплантированными детьми. Спасибо за то, что вы дали новый глоток свежего воздуха и эмоциональный заряд для дальнейшей работы».

    «… За короткое время приобрели много полезных знаний, которые будем активно использовать в своей работе. Кроме того, получили огромное удовольствие от общения с талантливыми, активными, интересными и самоотверженными педагогами…»

    «… Благодарю всех составителей, авторов, педагогов и организаторов курса… Прослушав курс, я как мама имплантированного ребенка, увидела свои пробелы и ошибки, допущенные в общении и на занятиях со своим сыном… Спасибо за то, что вы делитесь своими знаниями и опытом, передаете его специалистам и родителям. Это поможет мне более грамотно и осознанно помогать не только своему ребенку, но и другим имплантированным детям и их родителям…»

    «… Прослушанный курс как глоток свежей воды… Желаем всему коллективу ИКП РАО здоровья и дальнейших успехов. Уверены, что представленные методические разработки очень помогут нам в дальнейшей работе с детьми после КИ».

    «… Выражаем огромную благодарность всем, кто участвовал в организации курсов и будем с нетерпением ждать приглашения на семинары, курсы, конференции в стенах ИКП РАО».