Стратегическая сессия по проблеме совершенствования образования школьников с нарушенным слухом через театрализованную деятельность

28-29 мая 2018 года в Нижнем Новгороде на базе школы для глухих детей (директор В.Н. Чикишев) прошла стратегическая сессия по проблеме совершенствования образования и воспитания школьников с нарушенным слухом через театрализованную деятельность детей. Организаторами Сессии выступили: автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив» (АСИ), министерство образования и науки Нижегородской области, департамент образования г. Нижнего Новгорода, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для глухих детей» г. Новгорода.

В стратегической сессии приняли участие ученые, руководители образовательных организаций и детских театров, педагоги и специалисты, заинтересованные в данной проблематике, из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской области. Модератором Сессии являлась заместитель руководителя департамента развития новых форм образования направления «Социальные проекты» Н.А. Иванова. В мероприятии принял участие и Институт коррекционной педагогики РАО.

В первый день участники Сессии познакомились со школой и приняли участие в заседании круглого стола «Знакомство с опытом создания инновационной образовательной среды на базе МКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для глухих детей» в Нижнем Новгороде». На круглом столе с докладом «Новые подходы к созданию модели открытого инклюзивного образования на базе МКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для глухих детей» выступил директор школы В.Н. Чикишев. Основное внимание в своем выступлении докладчик уделил деятельности школьного театра «Пиано». Была проведена встреча с педагогическим коллективом школы: «Вопросы-ответы».

При участии Министра образования Нижегородской области С.В. Злобина в первый день Сессии обсуждались актуальные вопросы развития образовательной деятельности школы и расширения ее возможностей в рамках обогащения инклюзивной среды городского пространства через театрализованную деятельность учащихся.

Второй день встречи был посвящен проведению конференции «Перспективы развития инклюзивного образования в Российской Федерации». Были заслушаны 11 докладов ведущих специалистов из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы.

В докладах представителя министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Т.В. Романовой и консультанта департамента образования Нижнего Новгорода Р.Х. Солоницыной была раскрыта региональная система образования детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста.

Референт Министерства просвещения РФ И.И. Потапова выступила с докладом «Государственная политика в сфере обеспечения доступного качественного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями», в котором остановилась на последних изменениях в области образования лиц с ОВЗ.

С интересным, эмоциональным и содержательным докладом выступил директор Центра образования № 686 «Класс-Центр» г. Москвы С.З Казарновский – «О недополнительном дополнительном образовании» – От чего зависит точка зрения?». На ярких примерах докладчик продемонстрировал подходы к воспитанию современного ученика и общества в целом.

Сообщение доцента кафедры актерского мастерства Российской государственной специализированной академии искусств Н.А. Филатовой было посвящено обучению неслышащих студентов – будущих артистов. В ходе выступления Наталья Алексеевна предложила сотрудничество Академии со школьным театром «Пиано» и в целом со школой-интернатом. Участники конференции с удовольствием посмотрели фрагменты спектаклей с участием неслышащих студентов.

Директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО М.М. Безруких в своем выступлении остановилась на проблемах комплексной диагностики и коррекции нарушений когнитивного развития.

Участники встречи с интересом выслушали доклад Е.Ю. Сизова, художественного руководителя Театра Юношеского Творчества (Санкт-Петербург) на тему «Ребенок в пространстве театра. Художественные и психолого-педагогические аспекты развития личности».

Институт коррекционной педагогики на конференции представляла ведущий научный сотрудник, к.пед.н. Н.Д. Шматко. Доклад Наталии Дмитриевны был посвящен перспективам развития образовательных организаций для детей с нарушенным слухом: реализации ФГОС для глухих, слабослышащих и позднооглохших дошкольников и школьников; участие педагогов в ранней коррекции нарушенной слуховой функции, в реабилитации детей после кохлеарной имплантации и создании для них адекватных условий обучения и воспитания; обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с нарушенным слухом, обучающихся в среде слышащих сверстников и др. Также Н.Д. Шматко провела мастер-класс на тему «Модели совместного воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным слухом».

По ходу выступлений участники конференции задавали вопросы, высказывали свое мнение, что способствовало продуктивному проведению мероприятия.

В резолюции стратегической сессии была одобрена инициатива создания на базе школы-интерната для глухих детей г. Нижнего Новгорода федеральной инновационной площадки по обобщению и распространению опыта использования театрализованной деятельности для формирования инклюзивной среды в условиях городского пространства.



Фотографии сайтов:

Нижегородской школы-интернаты для глухих детей:
http://s-t-h.ru/

Театра «Пиано»:
http://tepi.org/