Идеи Л.С. Выготского и современная дефектология

6 июня 2016 года в ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» состоялся круглый стол на тему «Идеи Л.С. Выготского и современная дефектология». Мероприятие проводилось в рамках Международной научно-практической конференции «Теория и практика воспитания: педагогика и психология» и было посвящено 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога и дефектолога. Заседание проводилось в режиме онлайн, трансляция велась на 9 регионов РФ. Участниками круглого стола стали преподаватели и студенты высших учебных заведений, педагоги-дефектологи и психологи образовательных организаций, всего более 150 человек.

С приветственным словом к собравшимся обратился вице-президент РАО, директор ФГБНУ «ИКП РАО» Н.Н. Малофеев. Николай Николаевич напомнил, что в деятельности и творчестве Льва Семеновича проблемы дефектологии занимали значительное место. Весь московский период жизни Л.С. Выготский параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии. В 1926 г. Л.С. Выготским была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции (Москва, ул. Погодинская, д. 8). В 1929 г. на базе лаборатории был создан Экспериментальный дефектологический институт Наркомпроса (его современным правопреемником является ФГБНУ «ИКП РАО»). С момента создания ЭДИ и до последних дней своей жизни Л.С. Выготский был его научным руководителем и консультантом.

Соавтор (совместной с Г.Л. Выготской) монографии «Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету» профессор, преподаватель кафедры олигофренопедагогики Института детства МПГУ Т.М. Лифанова не ограничилась рассказом о научной деятельности «Моцарта психологии», но ввела слушателей в уникальную атмосферу его общения с коллегами, учениками, студентами. Доклад «Л.С. Выготский глазами его коллег и учеников» Тамара Михайловна сопроводила демонстрацией редких фотографий, подлинных документов, фрагментов частной переписки, не публиковавшихся ранее и открывающих новые грани личности ученого.

Научные сотрудники ИКП РАО д.психол.н., профессор О.С. Никольская и д.пед.н., профессор Е.А. Стребелева в своих докладах засвидетельствовали актуальность идей Л.С. Выготского для современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

В своем докладе «Идеи Л.С. Выготского и концепция ФГОС для детей с ОВЗ» д.пед.н., член-корр. РАО О.И. Кукушкина убедительно доказала, что разработанная в Институте концепция упомянутого ФГОС строго соответствует культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Доклады д.психол.н., доцента, зав. кафедрой Иркутского государственного университета Е.Л. Инденбаум и д.психол.н., профессора, зам. директора по научной работе ФГБНУ «ИКП РАО» И.А. Коробейникова, были посвящены реализации основных принципов диагностики, сформулированных Л.С. Выготским.

В прениях выступили декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, священник Петр Коломейцев и д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета Д.М. Маллаев. Материалы и видеозапись работы круглого стола в ближайшее время будут представлены на сайте Института.