В ИКП РАО завершились курсы повышения квалификации «Детский аутизм и РАС: диагностика и коррекционная помощь»

С 28 мая по 2 июня 2018 года в ИКП РАО проходили курсы повышения квалификации «Детский аутизм и РАС: диагностика и коррекционная помощь». Слушателями курсов стали специалисты из Якутска, Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Программа курсов состояла из лекций, мастер-классов, аналитического разбора историй развития детей и историй длительной многолетней коррекционной работы с показом видеоматериалов, демонстрирующих динамику развития ребенка в процессе работы с ним.

На курсах были представлены современные исследования проблемы РАС, причин возникновения аутистического расстройства и особенностей аффективного и когнитивного развития аутичных детей. Обсуждались развивающие и поведенческие подходы к оказанию коррекционной помощи детям с РАС и их семьям. Подробно рассматривался эмоционально-смысловой подход к коррекции РАС, разработанный в ИКП РАО.

Занятия проводили ведущие научные сотрудники ИКП РАО: д.психол.н., профессор О.С. Никольская, д.психол.н., профессор Е.Р. Баенская, д.психол.н. И.А. Костин, к.психол.н. М.М. Либлинг, к.психол.н. О.С. Аршатская, Н.С. Гращенкова.

О.С. Никольская ознакомила курсантов с авторской разработкой – классификацией детского аутизма, имеющей большое значение не только для диагностики РАС, но и для определения прогноза и выбора конкретных методов помощи ребенку с аутизмом. Ее коллега – Е.Р. Баенская рассказала курсантам о том, какие признаки аффективных нарушений у ребенка раннего возраста могут быть проявлениями аутистического дизонтогенеза. Подробно, с видеопримерами были рассмотрены варианты ранних проявлений нарушения взаимодействия ребенка с его ближайшим окружением, предложены определенные способы помощи семье, воспитывающей такого ребенка.

Формы и методы оказания коррекционной помощи при аутизме были представлены системно, в сопоставлении с возрастом ребенка и вариантом аутистического дизонтогенеза. Так, при описании логики работы с дошкольником основное внимание было уделено специальным приемам игры, совместного рисования и чтения.

Большой интерес слушателей был вызван выступлением Н.С. Гращенковой, которая рассказала о собственном опыте адаптации методов коррекционной помощи, разработанных в ИКП РАО, к работе с группами детей, имеющих РАС, а также провела для курсантов мастер-класс, нацеленный на освоение некоторых приемов коррекционной работы.

Подробно разбиралась система подготовки 5-7-летних детей с РАС к школьному обучению, учитывающая их особые образовательные потребности. Также были представлены основные формы и способы психолого-педагогической помощи подросткам и взрослым аутичным людям (И.А. Костин).

По окончании курса слушатели получили удостоверения установленного образца о повышении квалификации, которое учитывается при прохождении аттестации педагогическими работниками системы образования РФ.