Межрегиональный семинар для руководителей и специалистов ПМПК в г. Ялте

18-19 октября 2018 года в г. Ялте прошел очередной семинар для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий. Семинар собрал логопедов, дефектологов, психологов, руководителей ПМПК и медицинских работников, приехавших из Симферополя, Севастополя, Евпатории, Волгограда, Краснодарского и Ставропольского края.

В работе семинара приняли участие руководитель федерального центра ПМПК Л.Ю. Вакорина; руководитель ПМПК г. Москвы, разработчик рекомендаций для ПМПК по формированию заключений о создании специальных условий при проведении ГИА О.Г. Дониченко; старший специалист ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»; врач-психиатр федерального центра ПМПК Л.А. Герасимович. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» на семинаре представляли главный научный сотрудник, д.пед.н. И.А. Костин и старший научный сотрудник, к.пед.н, доцент Е.Е. Китик.

И.А. Костин в своем сообщении остановился на специфике выбора образовательного маршрута для ребенка с РАС. Были подробно описаны и проиллюстрированы 4 группы аутичных детей по классификации главного научного сотрудника ИКП РАО, д.психол.н., профессора О.С. Никольской, обосновано применение этой классификации как основы для выбора наиболее оптимального маршрута начального звена школьного образования для ребенка с РАС. Особое внимание было уделено особым образовательным потребностям аутичных детей и тому, как сделать прохождение ПМПК для таких детей более комфортным и успешным.

Секция для логопедов собрала представителей дошкольных и школьных специализированных учреждений, которые имеют большой опыт работы с детьми с речевыми нарушениями и принимают участие в работе ПМПК своих регионов. Работа секции получилась интересной и плодотворной – под руководством Е.Е. Китик слушатели смогли проследить онтогенез речевого развития ребенка в норме и выделить параметры оценки основных компонентов процесса коммуникации. Внимание участников семинара было напрвлено на то, что в процессе диагностики речь не должна оцениваться по ее отдельным структурным компонентам, основой анализа логопеда должен стать целостный процесс коммуникации. Слушатели получили возможность проанализировать детские случаи нормативного речевого развития, разбирая видеофрагменты коммуникативного поведения детей разного возраста.

На основе нормативной шкалы оценки речевого развития ребенка, под руководством преподавателя, слушатели приступили к практической работе – диагностике различных вариантов речевого недоразвития на материале видеофрагментов детских случаев. Разбирая по предложенным параметрам коммуникативное поведение и освоенные ребенком средства общения, логопеды анализировали уровень общего и речевого развития детей с ОНР, ФФН, ФН, заиканием дошкольного и школьного возраста, оперируя профессиональными терминами и формулируя логопедические заключения для каждого детского случая. Такая логика работы, ориентированная на выявление уровня общего и речевого развития, позволила легко перейти к выбору образовательного маршрута для ребенка с речевым нарушением и обсуждению тех ключевых ориентиров, которые должны стать для специалистов ведущими в их выборе. По мнению слушателей, достоинством такой формы работы, моделирующей профессиональную деятельность логопеда на ПМПК, стала возможность не только получить новые знания, но и практически их освоить в аудиторных условиях.

Следующий межрегиональный семинар для специалистов ПМПК планируется провести в г. Кемерове, а результаты уже проведенной плодотворной работы в других регионах планируется обсудить на Всероссийской конференции «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры», которая состоится в Москве 25-26 октября 2018 года.