Сотрудничество ИКП РАО и АСИ. Обучающий семинар для специалистов системы ранней помощи

В Москве в коворкинг-центре АСИ «Точка кипения» с 14 мая по 18 мая 2018 года прошел семинар для специалистов системы ранней помощи по теме: «Ранняя комплексная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья». Семинар был организован в рамках реализации проекта ФГБНУ «ИКП РАО» «Система доступного и непрерывного образования детей с ОВЗ, включая детей с раннего детства», поддержанного автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив» (АСИ).

Обучающий семинар был организован для специалистов психолого-педагогического профиля тех регионов, которые выразили заинтересованность в реализации данного проекта на своей территории. Всего в работе семинара участвовало 68 специалистов из таких регионов, как Архангельская и Мурманская области, Краснодарский край, Самарская, Костромская, Тульская, Ивановская, Новосибирская и Вологодская области, Республика Саха (Якутия) и другие. Специалисты представляли как государственные и муниципальные организации образования, социальной защиты населения и здравоохранения, так и негосударственный, некоммерческий сектор регионов, ориентированный на оказание услуг в области ранней комплексной помощи семье и ребенку с ОВЗ. Семинар стал пятым по счету обучающим семинаром, организованным ИКП РАО и АСИ в рамках реализации проекта; первые четыре семинара прошли в 2016-2017 гг. в Москве, Омске, Новосибирске и Самаре.

Проблематика семинара была представлена наиболее актуальными как для системы ранней помощи, так и для всего специального образования вопросами: помощь семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра; помощь и сопровождение семей с детьми, имеющими нарушения речи.

В рамках семинара представления об особенностях психического развития детей с аутизмом; о ранней диагностике РАС, ее трудностях и возможностях; о коррекционной помощи при выявлении угрозы аутистического развития; о формах и содержании работы с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с аутизмом; о сравнительном анализе современных методов коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку с РАС, особенностях подхода, разработанного в Институте коррекционной педагогики, и его результативности были представлены главным научным сотрудником ФГБНУ «ИКП РАО», д.психол.н., профессором Е.Р. Баенской в материалах лекций, практических занятий и анализа видеоматериалов.

Е.Е. Китик, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», к.пед.н., доцент познакомила слушателей с подходом к диагностике и коррекции развития речи детей раннего возраста, разработанным в ИКП РАО и показавшим свою большую эффективность. В основе подхода – учение Р.Е. Левиной о речевом развитии, как целостном, динамическом процессе, который протекает в реальном взаимодействии со средой, и современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей (Г.В. Чиркина).

Общие вопросы, связанные с управлением развития системы ранней помощи и реализацией проекта в регионах, рассматривались в ходе практических занятий под руководством ведущего научного сотрудника ФГБНУ «ИКП РАО», д.пед.н., доцента Ю.А. Разенковой.

Механизмы многоканального финансирования и модели финансирования социальных инноваций были предметом обсуждения в ходе работы слушателей с генеральным директором Фонда социальных инвестиций, членом рабочих групп Министерства экономического развития Российской Федерации по вопросам развития центров инноваций социальной сферы и инфраструктуры поддержки СО НКО, к.с.н. С.В. Голубевым.

По итогам работы обучающего семинара слушатели получили удостоверения о повышении квалификации установленного образца.