18.02.2019

Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ в педиатрии и в образовании

15-17 февраля 2019 года в Москве проходил ХХI Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии».

Организаторы мероприятия: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамент здравоохранения города Москвы, Союз педиатров России, Российская академия наук, Российская академия педиатрии, Национальная медицинская палата и др.

ХХI Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии»

17 февраля в рамках Конгресса состоялся симпозиум «Немедицинские методы реабилитации в педиатрии: возможности и перспективы психолого-педагогической помощи».

Докладчиками и ведущими стали ведущие сотрудники Института коррекционной педагогики.

В программе симпозиума были представлены следующие доклады:

  • Психолого-педагогическая служба в многопрофильном педиатрическом стационаре
    Венгер А.Л., Свиридова Т.В., Герасимова A.M.

  • Стратегия психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностям здоровья в системе образования
    Карабанова О.А., Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.

  • Достижения и перспективы развития ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностям здоровья и инвалидностью
    Лазуренко СБ., Стребелева Е.А., Яцык Г.В.

  • Психологическая реабилитация семьи ребенка раннего возраста в кардиохирургическом стационаре
    Киселева М.Г.

  • Задачи психологической реабилитации детей с ревматоидным артритом
    Буслаева А.С.

В ходе симпозиума ведущие специалисты обсуждали достижения психолого-педагогической помощи детям с различными ограничениями здоровья в условиях педиатрической и образовательной практики.

Было показано, что вопрос о необходимости психолого-педагогической помощи в педиатрии решен, потребность в ней признана ведущими медицинскими организациями и специалистами страны.

Симпозиум показал, что расширяется спектр исследований в этой области, охватывая все новые и новые группы детей с ОВЗ, и соответственно все более представительной становится группа специалистов психолого-педагогического профиля – участников командного междисциплинарного взаимодействия.

На симпозиуме была очевидна состоятельность культурно-исторической психологии и культурно-исторической дефектологии в решении широкого спектра сложнейших задач, возникающих в ходе диагностики и лечения современной популяции детей.

Было зафиксировано, что представления о первичных органических и вторичных по своей природе нарушениях развития у детей с ограничениями здоровья являются базовыми для всех специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь как в системе здравоохранения, так и в системе образования. Также объединяющим стало представление участников симпозиума о коллективном субъекте психолого-педагогической помощи – как в медицине, так и в образовании. Работа специалиста с ребенком признается необходимой, но недостаточной – целевой группой любой психолого-педагогической помощи является и семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ.

Симпозиум убедительно показал, что исследователи перешли на уровень разработки конкретных методик и технологий психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в различных организационных условиях, и актуальным становится вопрос трансляции их в практику подготовки. Переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Объединяющим было представление участников о уникальном значении и необходимости развертывания ранней психолого-педагогической помощи как в педиатрии, так и в образовании.

Общая методологическая платформа представленных на симпозиуме исследований определила продуктивность обмена мнениями, возможность сотрудничества в будущем.