22.03.2019

Ростов. Региональная конференция по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями

21 марта 2019 года в городе Ростов-на-Дону состоялось открытие двухдневной региональной конференции на тему качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Организатором конференции выступило Министерство общего и профессионального образования Ростовской области. С 2011 года в области реализуется государственная программа «Доступная среда», благодаря чему удалось создать условия доступности получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями в 243 школах, в 124 детских садах, 27 организациях дополнительного образования детей и 12 профессиональных образовательных организациях. В 2019 году работа в названном направлении продолжается.

«Доступная среда в сфере образования подразумевает не только архитектурную доступность учреждений, но и получение образования с использованием новых технологий, современных средств обучения. Они дают возможность получения качественного образования, сохранить и даже укрепить здоровье ребенка», ‒ рассказала министр общего и профессионального образования области Лариса Балина.

Целью двухдневного мероприятия его организаторы заявили «обсуждение единых подходов к обеспечению в системе образования Ростовской области качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие технологий психолого-педагогического, методического, информационного сопровождения образования детей, систематизация и обмен педагогическим опытом в сфере обеспечения качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В своем докладе «О разработке проекта Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года» вице-президент РАО Николай Малофеев в числе ключевых точек роста назвал «раннюю помощь в образовании». По словам академика, ранняя помощь в образовании с 1992 года неизменно в ряду приоритетных направлений исследований ИКП РАО. Благодаря проведенным опережающим системным исследованиям в области ранней медико-психолого-педагогической помощи разным категориям детей с ОВЗ были получены убедительные данные об эффектах ранней психолого-педагогической помощи в образовании.

По направлению «Ранняя помощь» целевыми ориентирами предлагаемая стратегия устанавливает:

  • Достижение всеми детьми с ОВЗ, с инвалидностью к 3 годам уровня развития, недостижимого при отсутствии ранней помощи.
  • Вывод части детей из группы риска в группу детей с нормативным развитием.
  • Профилактика нарастания угрозы формирования наиболее тяжелых форм РАС, ЗПР, речевых нарушений.
  • Сокращение группы детей-инвалидов, нуждающихся в индивидуальном (наиболее специальном) образовательном маршруте в дошкольном и школьном возрасте.
  • Сохранение и развитие социального статуса и качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, с инвалидностью.
  • Сохранение и поддержка эмоциональной стабильности семьи.

По утверждению академика РАО Николая Малофеева: «Введение ранней помощи должно изменить стартовые возможности дошкольника с ОВЗ и инвалидностью – увеличить число детей, развитие которых открывает возможность полноценного освоения образования в инклюзивной форме. Вот почему ранее выявление и ранняя комплексная специальная помощь ребенку и семье осмысливается как условие продуктивного развития инклюзивного образования».

В день открытия конференции директор ИКП РАО Н. Малофеев провел открытую лекцию «Специальное образование в меняющемся мире».

22 марта состоялись практико-ориентированные занятия для педагогов (дефектологов, логопедов, психологов) на базах пяти региональных ресурсных центров региона по психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. В работе Секции 3 «Опыт образования детей с задержкой психического развития: вопросы и решения» приняла участие д.психол.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО» Н.В. Бабкина. По ее словам, «иллюзорное представление о том, что дети с ЗПР относятся к наиболее легкой и «самокомпенсирующейся» категории детей с нарушениями развития, зачастую приводит к игнорированию необходимости создания специальных условий воспитания и обучения, удовлетворяющих их особые образовательные потребности». В своем видеообращении Наталия Бабкина познакомила участников секционного заседания с разработанной в ИКП РАО типологической дифференциацией вариантов задержки психического развития у детей, позволяющей конкретизировать их особые образовательные потребности, определить первоначальные коррекционные задачи и выбрать оптимальный вариант стартового образовательного маршрута. Также Н. Бабкина представила методическую литературу, обеспечивающую реализацию основных направлений коррекционной работы в соответствии с ПрАООП для детей с ЗПР (варианты 7.1. и 7.2.), и проинформировала о специальном выпуске журнала «Альманах Института коррекционной педагогики», посвященном Концепции развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года.