Наука – практике. Рабочие программы для 2-3 классов (обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи)

В последнее время и родители, и педагогическая общественность активно обсуждают базовые учебники по школьным предметам. Достаточно остро стоит вопрос и об учебниках, адресованных обучающимся с особыми образовательными потребностями. Введение ФГОС НОО детей с ОВЗ потребовало разработки учебников нового поколения, которые одинаково успешно могут использоваться и в специальной школе и в школе, обеспечивающей инклюзивное образование. Признаем, тема учебной литературы – и ее качества, и обеспеченности ею образовательных организаций – остается непростой, а потому Минобрнауки России держит этот вопрос на особом контроле.

В минувшем 2017 году по поручению Минобрнауки России сотрудниками ФГБНУ «ИКП РАО» была проведена научная экспертиза комплектов примерных рабочих программ для 1-го дополнительного и 1-го классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ОВЗ. К настоящему времени упомянутые программы изданы, образовательные организации могут использовать их в учебном процессе.

В 2018 году проект «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» продолжился. 21 февраля АО «Издательство «Просвещение» провело в стенах Минобрнауки России очередную встречу авторов, издателей и экспертов. Участники круглого стола обсудили проект примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам для 2-3 классов обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Авторы программ – преподаватели Института специального образования Уральского ГПУ – доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии к.пед.н. С.О. Брызгалова и доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, к.пед.н. Т.Р. Тенкачева, а также зав. кафедрой логопедии Института детства МПГУ, профессор А.А. Алмазова.

Руководитель Центра специальных форм образования АО «Издательство «Просвещение», к.пед.н., доцент С.В. Сацевич познакомил участников круглого стола с организацией и этапами разработки названных рабочих программ.

В качестве экспертов выступили учителя-логопеды образовательных организаций, научно-педагогические работники вузов и научно-исследовательских учреждений, сотрудники Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, родители детей с тяжелыми нарушениями речи. Институт коррекционной педагогики представляла старший научный сотрудник, к.пед.н., доцент Е.Е. Китик.

Обсуждались результаты освоения учебных предметов и коррекционных курсов, основные процедуры итоговой и промежуточной аттестации, содержание учебных предметов и тематического планирования. Особое внимание было уделено вопросам преемственности между изданными программами 1-х классов и представленными программами для 2-3х классов, а так же их соответствия учебникам, адресованным учащимся с ТНР. Эксперты высказали разработчикам аргументированные пожелания и дали рекомендации по доработке.