27.01.2019

Сотрудничество с регионами. Адресное повышение квалификации педагогических работников Республики Ингушетия

Сотрудничество с регионами в 2019 году Институт коррекционной педагогики начал с масштабного проекта, запланированного в Республике Ингушетия. Переговоры о сотрудничестве и проведении цикла мероприятий проводились между Институтом и Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением «Специальная (коррекционная) школа-интернат-детский сад VII вида» с октября по декабрь 2018 года. Длительная и тщательная подготовка позволила запустить на базе школы принципиально новую модель проведения повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы разрабатывалось адресно, по запросу администрации ГБОУ «С(К)ШИ VII вида», с учетом уровня развития системы коррекционно-развивающего обучения в регионе. Тематика занятий была подобрана с учетом профессиональных потребностей специалистов-практиков, работающих в рамках актуального Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и была призвана помочь в решении спорных вопросов и оптимизировать работу в дальнейшем.

Обучение проходило в три этапа. Первый этап, состоявшийся с 11 по 14 января 2019 года, предусматривал самостоятельное ознакомление слушателей с кейсом авторских материалов ИКП и официальными документами, касающимися обучения и воспитания детей школьного возраста с задержкой психического развития. Первый промежуточный контроль, запланированный в рамках повышения квалификации, позволил выявить уровень понимания данных документов и определить ряд вопросов, вызывающих трудности. Рекомендованный алгоритм работы с материалами кейса позволил слушателям систематизировать полученную информацию и перейти к следующему этапу обучения.

Второй этап программы с 15 по 17 января 2019 года прошел в форме дистанционных лекций. Ведущий научный сотрудник Института, д.писхол.н., доцент Наталия Викторовна Бабкина рассказала слушателям о новых требованиях к содержанию, результатам и условиям образования обучающихся с задержкой психического развития, а также о вариантах развития детей данной нозологической группы, их особых образовательных потребностях, выборе образовательного маршрута и проектировании АООП НОО (варианты 7.1, 7.2). Кроме того, в рамках данного этапа освещались вопросы обучения и воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями. Главный научный сотрудник Института, член-корреспондент РАО, д.пед.н., доцент Алла Васильевна Закрепина в ходе своих лекций уделила внимание требованиям ФГОС к коррекционному обучению учащихся с нарушением интеллекта и методике педагогического обследования первоклассника с нарушением интеллекта. Старший научный сотрудник ИКП РАО, к.пед.н., доцент Елена Александровна Кинаш познакомила слушателей с технологией начального обучения письму детей с интеллектуальными нарушениями. Второй промежуточный контроль, проводимый по результатам данного раздела, показал понимание пройденного материала и готовность слушателей перейти к очной – наиболее практикоориентированной – части программы.

Очный модуль проводился с 22 по 24 января 2019 года на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат-детский сад VII вида» с.п. Нижние Ачалуки, Республики Ингушетия. Лекторы выездной части обучения: А.В. Закрепина и старший научный сотрудник ИКП РАО, к.пед.н. Татьяна Юрьевна Бутусова затронули широкий спектр вопросов касающихся коррекционного обучения школьников с интеллектуальными нарушениями, а именно: возрастной, дифференцированный и деятельностный подходы к содержанию коррекционного обучения учащихся (АООП); методика проведения педагогического обследования обучающихся как инструмент определения содержания коррекционного обучения (учащиеся с легкой степенью умственной отсталости и выраженными интеллектуальными нарушениями); воспитание самостоятельности у обучающихся с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения; кроме того был проведении мастер-класс по разработке СИПР.

На завершающем Круглом столе с приветственным словом выступила заместитель министра образования и науки Республики Ингушетия Зарема Султанхамитовна Падиева. Директор «С(К)ШИ-детский сад VII вида» Ахмед Якубович Цечоев рассказал о перспективах развития школы. Заместитель директора по КР и МБ ГБОУ «С(К)ШИ-детский сад VII вида», председатель РПМПК Хава Зелимхановна Дзарахова выступила с сообщением «Совершенствование системы специального образования в Республике и деятельность РПМПК». Заместитель директора ИКП РАО Дарья Андреевна Карпова сообщила о проделанной работе, рассказав о модели адресного повышения квалификации педагогических работников Республики Ингушетия. После круглого стола состоялся брифинг, где на вопросы участников ответили специалисты Института.

В общей сложности в обучении приняли участие 111 специалистов из 37 образовательных организаций Республики, среди них: дефектологи, логопеды, психологи, учителя начальных классов, воспитатели, методисты, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и надомного обучения, руководители и администраторы образовательных организаций. В ближайшее время планируется проведение аттестации слушателей с последующей выдачей удостоверений.


Отзыв слушателей курсов повышения квалификации


Сотрудники Института коррекционной педагогики выражают благодарность администрации и коллективу ГБОУ «С(К)ШИ VII вида», а также лично директору школы Ахмеду Якубовичу Цечоеву за высокий уровень организации курсов и теплый прием. Желаем слушателям успехов в предстоящей аттестации!