Оценивание успешности учебной деятельности младших школьников: инструмент развития или фактор дезадаптации?

25 сентября 2018 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Оценивание успешности учебной деятельности младших школьников: инструмент развития или фактор дезадаптации?», в котором приняли участие ведущие эксперты в области педагогики и психологии, а также директора московских школ.

В ходе проведения заседания обсуждались вопросы влияния оценки учебной деятельности на психологическое благополучие младших школьников и их академическую успешность. Был рассмотрен вопрос о роли оценки и контроля в системе образования (на примере начальной школы) с точки зрения эффективности и доступности процесса обучения для различных категорий учащихся (детей-инвалидов, детей с ОВЗ, одаренных детей).

Ведущие эксперты в области психологии и педагогики обсудили возможные риски и перспективы применения цифровых технологий в оценке образовательного процесса младших школьников, вынесли на обсуждение решения по оптимизации системы контроля обучения в начальной школе.

Открыл заседание круглого стола декан факультета психологии МГУ, вице-президент Российской академии образования, академик РАО, д.психол.н., профессор Ю.П. Зинченко.

Заведующая Центром начального общего образования «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, профессор, д.пед.н. Н.Ф. Виноградова рассказала о современной системе контроля и оценки в начальной школе, указав на необходимость введения специальной дисциплины при подготовке педагогических кадров, в ходе которой они будут овладевать навыками и знаниями о способах и целях контроля учебной деятельности и оценки достижений школьников.

Вице-президент Российской академии образования, директор Института коррекционной педагогики РАО, д.пед.н., профессор, академик РАО Н.Н. Малофеев рассказал об актуальных задачах инклюзивного обучения в России, о тех психолого-педагогических мерах, которые необходимо применять для того, чтобы обучение было эффективным и при этом действительно равноправным.

Ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, д.психол.н. Н.В. Бабкина познакомила участников заседания с современными подходами к оценке академических знаний и жизненной компетенции детей с ОВЗ. Она пояснила, что система оценки результатов освоения образовательной программы должна строиться с учетом особых образовательных потребностей школьников с ОВЗ и быть ориентированной на мониторинг индивидуальных достижений ребенка. На примере наиболее представленной в системе инклюзивного образования категории детей с ЗПР докладчик проиллюстрировала возможности разработанного в ИКП РАО специализированного инструментария оценки учебных достижений и трудностей младших школьников; обосновала специальные условия проведения текущей аттестации с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР; обратила особое внимание присутствующих на необходимость мониторинга продвижения ребенка в расширении сферы жизненной компетенции.

Ведущие специалисты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова д.психол.н., профессор, член-корреспондент РАО О.А. Карабанова, д.психол.н., профессор, член-корреспондент РАО А.Н. Веракса, д.психол.н., профессор В.В. Барабанщикова и др. подняли вопросы роли оценки в психологическом благополучии младших школьников и педагогов. Специалисты пришли к выводу, что оценивание учебной деятельности безусловно является неотъемлемой частью образовательного процесса, однако, в условиях цифрового образования необходимо находить новые адекватные формы контроля и оценки учебной деятельности, способствующей личностному и профессиональному развитию детей, а также высокой мотивации достижения успеха в учебной деятельности.

Директор ГБОУ города Москвы «Школа № 710 им. Народного учителя СССР В.К. Жудова», д.пед.н. Д.С. Сомов и директор ГБОУ «Шуваловская школа № 1448» О.А. Дмитриева также рассказали о системе оценивания учебной деятельности младших школьников в своих учебных заведениях, которая способствует формированию положительного отношения к дальнейшему обучению.

Заведующий лабораторией возрастной психогенетики Психологического института РАО, д.психол.н., академик РАО С.Б. Малых и ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, д.психол.н., член-корреспондент РАО Т.Н. Тихомирова рассказали о роли оценки в академической успешности и развитии индивидуальных способностей у младших школьников.

Вице-президент РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, д.психол.н., профессор Ю.П. Зинченко резюмировал итоги круглого стола: «Первая оценка – это тонкий инструмент воздействия на ребенка, который имеет свои последствия. Наука должна быть ближе к школе. Но этот мостик перебросить должны не только наши академики, не только наши институты. Должно быть организовано более продуктивное общение с представителями педагогического и родительского сообщества, с институтами гражданского общества. Надеюсь, все мнения, высказанные сегодня в ходе заседания круглого стола, станут отправной точкой к повышению эффективности системы образования и психологической культуры всех участников образовательного процесса».


Использованы материалы сайта факультете психологии МГУ:
www.psy.msu.ru