27.03.2019

Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации, в рамках Государственного задания № 27.12914.2018/12.1 Институт разработал Концепцию развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, которая должна послужить научной основой для разработки «Стратегии развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью до 2030 года».

Авторским коллективом впервые предложена целостная, научно обоснованная Концепция развития образования во всех возможных формах и на всех его уровнях, начиная с первых лет жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Доктрина основана на современных представлениях отечественной научной школы культурно-исторической дефектологии. Научная традиция, где главной ценностью обучения является введение ребенка в пространство культуры и социума, предполагает направленность на максимальное использование потенциала развития детей с ОВЗ для подготовки к возможно более полной и активной жизни в социуме.

Разработчики – признанные лидеры в области возрастной и специальной психологии, коррекционной педагогики:

Н.Н. Малофеев – доктор педагогических наук, академик РАО, и.о. директора ИКП РАО.

О.С. Никольская – доктор психологических наук, главный научный сотрудник ИКП РАО.

О.И. Кукушкина – доктор педагогических наук, академик РАО, главный научный сотрудник ИКП РАО.

Е.Л. Гончарова – доктор психологических наук, зав. отдела научных исследований ИКП РАО.

О.А. Карабанова – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

И.А. Коробейников – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИКП РАО.

В.З. Кантор – доктор педагогических наук, профессор, проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена.

Основополагающим в предложенной Концепции является традиционное для отечественной научной школы понимание общности законов психического и социального развития «обычного» и «особого» ребенка. С этих позиций сформулированы ценностные ориентиры в воспитании и обучении детей с ОВЗ на разных этапах их взросления, обоснованы стратегические направления развития образования и его ожидаемые результаты.

  • Стратегические направления развития системы – для каждого уровня образования.
  • Ранняя помощь – основная точка роста современного образования, фундамент всей системы.
  • Семья – вводится новое понятие – особые образовательные потребности семьи.
  • Психолого-педагогическая типология детей – понимание вариантов развития внутри каждой нозологической группы необходимо для обоснованной дифференциации задач и содержания обучения, контроля результативности образования.
  • Целевые ориентиры специалистов и родителей в развитии обучении и воспитании детей с ОВЗ – для каждого возрастного этапа, начиная с первых месяцев жизни.
  • Согласованное формирование академической и жизненной компетенции – развитие жизненной компетенции и достижение социальной состоятельности ребенка с ОВЗ рассматривается в Концепции как основная задача всех уровней образования.

Скачать Концепцию (необходима регистрация на сайте ИКП).

Мы будем благодарны за отзывы по Концепции, которые можно прислать на info@ikprao.ru с темой письма «Отзыв на Концепцию».

Содержание Концепции

Современная научная школа культурно-исторической дефектологии: взгляд на развитие образования детей с ОВЗ

Цели, задачи, основания для разработки Концепции развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью на всех его уровнях на период до 2030 г.

РАЗДЕЛ 1. Новый уровень образования – ранняя помощь

1.1. Результаты научных исследований как основание для разработки

1.2. Целевые ориентиры специалистов и семьи в воспитании и обучении детей раннего возраста

1.2.1. Первый год жизни
1.2.2. Второй год жизни
1.2.3. Третий год жизни

1.3. Стратегические направления развития ранней помощи

1.4. Ожидаемые результаты введения нового уровня образования

1.5. Ожидаемые результаты ранней помощи в аспекте развития дошкольного образования

РАЗДЕЛ 2. Развитие дошкольного образования

2.1. Ориентиры специалистов и семьи в воспитании и обучении детей с ОВЗ дошкольного возраста

2.1.1. Дети 3-5 лет
2.1.2. Дети 5-7 лет

2.2. Стратегические направления развития дошкольного образования

2.3. Ожидаемые результаты развития дошкольного образования

2.4. Ожидаемые результаты развития дошкольного образования в аспекте повышения стартовых возможностей поступающих в школу детей

РАЗДЕЛ 3. Развитие образования детей младшего школьного возраста

3.1. Ориентиры в развитии, воспитании и обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста

3.2. Стратегические направления развития образования детей младшего школьного возраста

РАЗДЕЛ 4. Развитие образования детей среднего и старшего школьного возраста

4.1. Ориентиры специалистов и семьи в развитии, воспитании и обучении

4.1.1. Дети среднего школьного возраста
4.1.2. Дети старшего школьного возраста

4.2. Стратегические направления развития образования детей среднего и старшего школьного возраста

4.3. Ожидаемые результаты развития школьного образования

РАЗДЕЛ 5. Развитие профессионального образования

5.1. Анализ актуальных факторов успешности профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

5.2. Целевые ориентиры оценки предпосылок профессиональной самореализации на основных уровнях образования

5.3. Перспективные задачи и направления развития профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

5.4. Ожидаемые результаты реализации концепции профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

Заключение

Основные положения Концепции

Список литературы