Сотрудничество ИКП и Фонда «Со-единение» продолжается

29 ноября 2016 года в Институте коррекционной педагогики РАО проходил научно-практический семинар «Практики помощи детям с бисенсорными нарушениями после кохлеарной имплантации». Его организаторами выступили Фонд поддержки слепоглухих «Со единение» и Институт.

В мероприятии приняли участие: родители детей с бисенсорными нарушениями и родители слепоглухих имплантированных детей, учителя и воспитатели детского дома для слепоглухих г. Сергеев-Посад, руководители, преподаватели и магистры ЛГУ им. А.С. Пушкина, организующие подготовку кадров для работы с детьми с КИ в рамках отечественной научной школы сурдопедагогики; преподаватели и аспиранты РПГУ им. А.И. Герцена, участвующие в проведении исследований по оценке развития коммуникативных навыков детей с КИ школьного возраста; преподаватели и аспиранты Иркутского государственного университета, участвующие в проведении исследований по разработке методов оценки готовности к школе детей с КИ; директор Благотворительного гуманитарного фонда «Гармония звуков» (Республика Беларусь), а также преподаватели вузов Омска, Тюмени, Москвы, Московской области и других городов России.

Ведущие научные сотрудники ИКП РАО представили аудитории разработанные в Институте: теоретический подход к реабилитации ребенка после операции КИ, созданную и экспериментально проверенную систему работы сурдопедагога после КИ, надежно приводящую к переходу ребенка с КИ на путь естественного развития коммуникации и речи; репертуар вариантов общего развития детей с КИ, перешедших на путь естественного развития; спектр вариантов образовательных маршрутов детей с КИ; использование разработанного подхода и технологии реабилитации после КИ в работе со слепоглухими имплантированными детьми.

Открывал семинар доклад «Подход отечественной научной школы сурдопедагогики к реабилитации детей после КИ» (д.пед.н., член-корреспондент РАО О.И. Кукушкина, д.психол.н. Е.Л. Гончарова). Предметом внимания стало обсуждение необходимости и сути реабилитации детей после КИ. Подчеркивалось, что сама операция создает предпосылки, но не может гарантировать перехода ребенка на путь естественного развития, что подтверждается широкой практикой. Обсуждались цель и суть реабилитации – перестройка взаимодействия ребенка с КИ с близкими на полноценной сенсорной основе, необходимость создать условия для проживания ребенком и его близкими теперь уже на полноценной сенсорной основе того периода раннего детства, который был прожит ранее в условиях глухоты. Участникам семинара было показано, что ориентиром сурдопедагога является развитие слышащего ребенка первого года жизни, точкой запуска естественного развития – становление и последующее усложнение эмоционального диалога ребенка с близкими теперь уже на полноценной сенсорной основе. Подчеркивалось, что разработанный в рамках культурно-исторической дефектологии подход коренным образом отличается от слухо-речевой реабилитации, так как исключает механическую тренировку слуха и речи и требует совсем другого – создания условий для запуска естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи, как это происходит с маленьким слышащим ребенком. По данным докладчиков, эффективность применения подхода в отношении детей с КИ разного возраста составляет более 90%. Выступление сопровождали убедительные видеопримеры занятий и непринужденного общения детей, прошедших реабилитацию, дома.

Продолжением обсуждения проблемы стал доклад «Система работы сурдопедагога с ребенком и его семьей после КИ» А.И. Сатаевой, последовательно представившей 4 сессии работы сурдопедагога после операции КИ. В докладе подробно рассматривались задачи каждой сессии и показатели их завершения (как в отношении ребенка, так и в отношении его родителей). Впервые была показана и проиллюстрирована видеопримерами технология перестройки сурдопедагогом взаимодействия имплантированного ребенка и его близких на полноценную сенсорную основу – 24 шага в работе сурдопедагога. Предметом особого внимания стал разбор достижений детей по ходу реабилитации в соответствии с задачами каждой из упомянутых сессий. Альбина Ирековна убедительно показала итоги успешной реабилитации детей с КИ, их возможности, академическую и жизненную компетенцию.

Анализу различий в общем развитии детей с КИ, успешно завершивших реабилитацию был посвящен доклад к.пед.н. М.Р. Хайдарпашич «Варианты развития имплантированных детей. Анализ детских случаев». Здесь предметом особого внимания стал детальный разбор истории жизни и обучения конкретного ребенка, успешно прошедшего реабилитацию, но значительно отстающего от слышащих сверстников по уровню общего развития. Мария Руслановна описала педагогические методы выявления уровня общего развития ребенка, его академической и социальной компетенции, подчеркнув, что ориентировка на уровень общего развития ребенка с КИ обязательна при выборе нового образовательного маршрута.

В своем выступлении «Выбор образовательных маршрутов для детей с КИ» к.пед.н. Н.Д. Шматко представила и подробно прокомментировала не только различные варианты доступных и полезных детям с КИ образовательных траекторий, но и обозначила ориентиры для их выбора.

Особый интерес участников семинара вызвал доклад «Имплантированные дети в совместном проекте Фонда «Со-единение» и ИКП РАО «Адресная помощь семье слепоглухого ребенка», представленный д.психол.н. Е.Л. Гончаровой, к.пед.н. Т.П. Кудриной, сурдопедагогами Т.В. Куликовой и А.И. Сатаевой. Своего рода отчет о проделанной работе познакомил с уникальным междисциплинарным опытом помощи семье и педагогам слепоглухих детей с КИ. На примере одного из сложных детских случаев было показано, как начинается перестройка взаимодействия родителей слепоглухого ребенка с КИ на полноценной сенсорной основе. Предметом внимания стали необходимые изменения в поведении педагогов, родителей и самого ребенка, происходящие под руководством специалистов – тифлосурдопсихолога, тифлопедагога, сурдопедагога, специалиста по реабилитации имплантированных глухих детей.

В завершении семинара слово было предоставлено родителям имплантированных и не имплантированных детей с бисенсорными нарушениями. Их мнение было особенно важно участникам встречи. Профессиональную оценку результатам работы ИКП РАО в своих выступлениях дали заведующая кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Иркутского государственного университета, д.психол.н. Е.Л. Инденбаум и ее аспиранты, декан факультета дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина, д.пед.н. Е.Т. Логинова, профессор кафедры специальной (коррекционной) педагогики РПГУ им. А.И. Герцена, д.пед.н. О.А. Красильникова и ее аспирантка А.С. Люкина, сотрудники детского дома для слепоглухих детей в г. Сергиев Посад, директор БГМФ «Гармония звуков» (Республика Беларусь) Я.В. Шешко, а также специалисты, работающие с глухими детьми с дополнительными нарушениями в разных регионах РФ.

По результатам заинтересованного и разноаспектного обсуждения проблемы было предложено внести в официальные документы иные показатели успешности реабилитации ребенка с КИ, поскольку, как убеждает практика, некорректно судить об этом исключительно по успешности самой операции. Также было рекомендовано расширить практику реабилитации детей с КИ на основе применения созданного в ИКП РАО подхода и системы работы сурдопедагога. Участники сочли необходимым включить соответствующий курс в подготовку магистров педагогических вузов, систему повышения квалификации специалистов, работающих с имплантированными детьми, создать «университет для родителей слепоглухих детей», просить ИКП РАО разработать единое информационное пособие по проблеме кохлеарной имплантации для родителей.

По итогам конференции готовится резолюция по актуальным направлениям помощи детям с бисенсорными нарушениями.