Слепоглухой ребенок и книга. Обучение чтению и читательское развитие

В ноябре 2018 года в издательстве «Национальное образование» вышла книга заведующей отделом научных исследований ИКП РАО, д.психол.н., доцента Елены Львовны Гончаровой «Слепоглухой ребенок и книга. Обучение чтению и читательское развитие». Книга издана при финансовой поддержке Фонда «Со-единение» и Ресурсного центра поддержки слепоглухих и членов их семей «Ясенева поляна».

Из предисловия главного научного сотрудника ИКП РАО, д.пед.н., члена-корреспондента РАО О.И. Кукушкиной: «Эта книга о читательском развитии ребенка в норме и при слепоглухоте. Она рассказывает о том, как добиться рождения главной читательской способности – превращать смысл текста в личный опыт и личный смысл.

Книга адресована тем, кто только задумывается о приобщении ребенка к чтению и хотел бы идти верным путем, и тем, кто уже испытал неудачи, не всегда может объяснить их и преодолеть. И тот, и другой читатель получит ответы на свои вопросы, потому что книга написана Исследователем, Дефектологом, Мастером.

Автор книги, выпускница психологического факультета Московского Университета, последователь Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина, продолжатель дела А.И. Мещерякова и И.А. Соколянского – выдающийся исследователь психологии развития и обучения слепоглухих детей. Создателю этой книги удалось осмыслить самые ранние и не очевидные этапы читательского развития ребенка в норме, показать спектр возможных нарушений и объяснить их причины, соотнести шаги становления читателя с шагами в обучении чтению, обнаружить пропуски и заблуждения, предложить систему работы, позволяющую привести в мир книги даже самого трудного ребенка.

Эта книга уникальна тем, что помогает освоить неизвестную многим специалистам и родителям систему размышлений о читательском развитии ребенка; раскрывает перед нами инструменты практической помощи. Нам представлены доказательства – приобщить к чтению можно самого трудного ребенка, если взрослые понимают логику читательского развития, умеют оценить актуальные возможности, поставить задачи в логике нормального развития, но решать их «обходными путями».

Благодаря этой книге станет больше специалистов и родителей, способных ввести детей – обычных и особых – в мир книги, научить занимать себя чтением и получать от этого удовольствие».



Содержание книги


Предисловие


От автора


Глава 1. Из истории обучения чтению слепоглухих: традиции и практика

1.1. Обучение технике чтения

1.2. Чтение как обходной путь освоения слепоглухим ребенком ситуативной речи

1.3. Трудности перехода к пониманию контекстной речи при чтении

1.4. Пропущенное звено в традиционной системе приобщения к чтению слепоглухих


Глава 2. Новый компонент системы приобщения к чтению детей с нарушениями зрения и слуха

2.1. Замысел и организация исследования

2.2. Общая характеристика нового компонента в системе подготовки к чтению детей с нарушениями зрения и слуха

2.3. Формирование доступных форм продуктивного сотрудничества ребенка-читателя и автора текста

2.4. Стратегия и тактика усложнения текстов

2.5. Новое содержание уроков чтения

2.6. Библиотеки книг для чтения с удовольствием по собственному выбору ребенка

2.7. Пример реализации подхода в группе детей со сложной структурой нарушений


Глава 3. От изучения чтения слепоглухих к пониманию общих закономерностей читательского развития и причин его нарушений у детей

3.1. Психологическая реконструкция содержания ранних этапов читательского онтогенеза

3.2. Типология нарушений читательского развития у детей, овладевших грамотой, и примеры ее использования

3.3. Новые диагностические процедуры

3.4. Методическое обеспечение для предупреждения и преодоления различных нарушений читательского развития детей


Приложения

Приложение 1. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего ситуативной речью

Приложение 2. Программа целенаправленного формирования читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха

Приложение 3. Обучение слепоглухих студентов в МГУ. Трудности перехода к чтению научной литературы

Приложение 4. Подробнее о теоретической реконструкции содержания ранних этапов читательского развития

Приложение 5. Технология оценки данных, полученных по методике «Быль — сказка — фантастика»

Приложение 6. Статьи А. В. Суворова о чтении


Использованная литература



_______________
Приобрести книгу Вы можете на сайте OZON.ru