30.04.2019

Всероссийская конференция (с международным участием) по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха, посвященная 150-летию со дня рождения Е.Г. Ласточкиной

24-26 апреля 2019 года в Казани в Университете управления «ТИСБИ» проходила «Всероссийская конференция (с международным участием) по вопросам обучения, воспитания, интеграции детей с нарушением слуха, посвященная 150-летию со дня рождения Е.Г. Ласточкиной». Организаторами мероприятия выступили: Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (г. Москва), Всероссийское общество глухих (г. Москва), Министерство образования и науки республики Татарстан (г. Казань), Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань), Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ОВЗ (г. Казань), ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ».

Конференция была приурочена 150-летию со дня рождения Елизаветы Гурьевны Ласточкиной – выдающегося сурдопедагога, реформатора Казанской школы глухих, основателя Казанского общества глухих. В разные годы Елизавета Ласточкина работала учителем, заведующей, методистом Казанского училища для глухонемых. 76 лет своей жизни Елизавета Гурьевна отдала созданной ею в Казани школе глухих, которую ласково нарекли «Ласточкино гнездо». Ласточкина удержала училище на плаву в годы революции, двух мировых войн. Сегодня школа имени Е.Г. Ласточкиной размещается в современном здании с необходимым учебно-методическим производственным комплексом. В память об основателе во дворе училища установлен памятник Елизавете Ласточкиной. Поэтому не случайно второй площадкой мероприятия стала именно Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью конференции являлась систематизация научного поиска и практического российского опыта в обучении, воспитании и интеграции детей с нарушением слуха, создание условий для применения и передачи практик в образовании людей с нарушением слуха, вовлечение большего числа представителей педагогического сообщества и широких слоев общественности из разных регионов в процесс выработки решений по развитию образования людей с нарушением слуха, русского жестового языка в России и другие вопросы, связанные с правами людей с нарушением слуха.

В течение трех дней конференции 150 участников из 21 региона РФ – специалисты в области специального, общего и профессионального образования (ученые, педагоги, дефектологи, сурдопедагоги, психологи, организаторы, управленцы и др.); представители общественных организаций, занимающиеся проблемами людей с нарушением слуха, социокультурной реабилитацией и поддержкой детей и взрослых с нарушением слуха; сотрудники учреждений, занимающихся вопросами поддержки детей и взрослых с нарушением слуха, – делились своим опытом работы с детьми с ОВЗ, выступали с докладами на пленарном заседании, панельных дискуссиях, круглых столах, проводили мастер-классы, обсуждали широкий круг актуальных вопросов в различных направлениях системы образования:

  • специальное образование для лиц с нарушением слуха;
  • подготовка специалистов в области дефектологии, сурдопедагогики;
  • социальное партнерство как поддержка воспитания, образования и интеграции людей с нарушением слуха;
  • школы для детей с ограниченными возможностями здоровья — как ресурсные центры в реализации инклюзивного образовательного процесса;
  • проблемы защиты прав людей с нарушением слуха в России;
  • профориентация, профобразование и трудоустройство людей с нарушением слуха;
  • реабилитация и интеграция людей с нарушением слуха;
  • слепоглухие люди – воспитание, обучение, сопровождение, интеграция.

В рамках конференции прошло несколько дополнительных мероприятий. Среди них демонстрация 3D-оборудования с включенным в нее мастер-классом по новым образовательным технологиям, а также множество выставок: печатных изданий по коррекционной педагогике и др.

Институт коррекционной педагогики на конференции представляла старший научный сотрудник отдела научных исследований, к.пед.н. А.И. Сатаева. На пленарном заседании Альбина Ирековна выступила с докладом «Система работа сурдопедагога в 3П-реабилитации» и подробно представила вниманию аудитории основные сессии в работе сурдопедагога. Во второй день конференции А.И. Сатаева, выступая с докладом «Технология перестройки взаимодействия в 3П-реабилитации», рассказала, как в результате применения сурдопедагогом особых технологий, разработанных в ИКП РАО, изменяется взаимодействие членов семьи с имплантированным малышом, подтверждая каждое утверждение убедительными видеопримерами.



Использовались материалы сайтов:

Министерства образования и науки Республики Татарстан
http://mon.tatarstan.ru

Университета управления «ТИСБИ»
https://www.tisbi.ru