06.07.2018

В Министерстве просвещения РФ обсудили перспективы развития системы инклюзивного и коррекционного образования на период до 2030 года

2 июля 2018 года состоялось первое заседание рабочей группы по разработке Концепции развития системы образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, созданной при Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

Заседание провел директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильянов. Участие в нем приняли ведущие специалисты в области дефектологической науки и практики.

Открывая заседание, Е.А. Сильянов подчеркнул необходимость интеграции всех направлений, связанных с обучением и воспитанием детей с ОВЗ и инвалидностью.

– Очень важно разработать стратегический документ, который должен будет определять цели, задачи, принципы и основные направления развития инклюзивного и коррекционного образования в Российской Федерации на период до 2030 года, – отметил директор Департамента.

Члены рабочей группы также обсудили вопросы включения в разрабатываемый документ основных аспектов, связанных с приоритетными направлениями развития российской системы образования в целом, такие, как продолжение курса на повышение уровня квалификации педагогических кадров, развитие инклюзивного образования, создание современной образовательной среды в коррекционных школах.


Справочно

Правительством Российской Федерации был утвержден межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2018-2020 годы.

В развитие указанного плана Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 июня 2018 года был утвержден комплексный план на 2018-2020 годы, в который включены мероприятия, направленные на решение задач, связанных с проблемами обучения, реабилитации и социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ.


Заседание рабочей группы по разработке Концепции развития системы образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ

Заседание рабочей группы по разработке Концепции развития системы образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ

Заседание рабочей группы по разработке Концепции развития системы образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ

Заседание рабочей группы по разработке Концепции развития системы образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ

Заседание рабочей группы по разработке Концепции развития системы образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ

Заседание рабочей группы по разработке Концепции развития системы образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ

Главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», д.пед.н., член-корреспондент РАО О.И. Кукушкина познакомила участников заседания с первыми результатами разработки Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, начатой институтом весной 2018 года.

Заседание рабочей группы по разработке Концепции развития системы образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ

«Смысл разрабатываемой Концепции, – отметила Ольга Ильинична, – мы видим в том, чтобы определить точки роста современного образования детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, выделить и обосновать стратегические направления развития образования и ожидаемые результаты. Выявление точек роста основано на анализе:

  • современных представлений о правах детей с инвалидностью, с ОВЗ и семей, их воспитывающих;

  • актуальных нормативных документов – их возможностей для развития образовательной системы;

  • современных представлений отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики о причинах нарушений развития вторичной природы у детей с ОВЗ, предупреждении и коррекции этих нарушений в образовании;

  • результатах отечественных и зарубежных исследований, раскрывающих новые возможности профилактики и коррекции нарушений развития, изменения траектории развития и социальной перспективы ребенка с инвалидностью, ребенка с ОВЗ и его семьи;

  • современных представлениях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики о задачах, логике, этапах, содержании, методах и способах оценки результатов профессиональной деятельности дефектологов и других специалистов психолого-педагогического профиля в сфере образования детей с инвалидностью, детей с ОВЗ.

Ключевая точка роста всей образовательной системы – это создание ее нового фундамента – системы ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с ОВЗ и детям группы риска. Это стратегическое и ключевое направление развития образовательной системы в целом.

Исходя из предложенной стратегии выстраивания ранней помощи в образовании и обоснования ожидаемых результатов, разрабатывается, в соответствии с дорожной картой Проекта, стратегия развития дошкольного образования детей с ОВЗ».



Использованы материалы сайта Министерства образования и науки РФ:
минобрнауки.рф