Итоги реализации проекта АСИ и ИКП РАО в области развития системы ранней помощи

По инициативе Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) и при поддержке Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации 19 декабря 2018 года проведена научно-практическая конференция «Опыт эффективных региональных практик по созданию системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям».

Конференция прошла в рамках реализации проекта АСИ «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста» (инициатор проекта – ФГБНУ «ИКП РАО»), пилотного проекта Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации по отработке подходов к формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Свердловской области и Пермском крае.

На конференции присутствовало 85 представителей из 15 субъектов Российской Федерации.

В приветственном слове к участникам конференции Заместитель директора направления АСИ «Социальные проекты» А.В. Зырянова подчеркнула: «В нашей стране создается новый социальный межведомственный институт – система ранней помощи, деятельность которого направлена на интеграцию детей с ОВЗ в среду сверстников и жизнь сообщества, сопровождение и поддержку семей, воспитывающих таких детей. Сегодня мы можем констатировать, что система ранней помощи создана в 17 субъектах Российской Федерации. Опыт внедрения модели ранней помощи может и должен быть передан во все регионы страны».

«Вопросы ранней помощи являются приоритетными для Министерства просвещения, – сказала Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина. – 43 214 образовательных организаций уже включены в эти процессы – это учреждения дошкольного образования и психолого-медико-педагогические центры. Мы нацелены на то, чтобы в системе ранней помощи разрабатывались индивидуальные программы сопровождения для каждого ребенка».

Татьяна Юрьевна сообщила, что важнейшей задачей на 2019 год будет разработка методических рекомендаций для специалистов, работающих в системе ранней помощи. Еще одно направление, которое будет развивать Министерство просвещения – работа с родителями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ. С этой целью во всех регионах будет разрабатываться целевая модель информационно-просветительской поддержки родителей, действующая на межведомственном уровне. Заместитель министра добавила, что в национальном проекте «Образование» сформировался федеральный проект по поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ, где одним из направлений будет работа с ППМС-центрами, создание инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги и продвигаться в вопросах развития системы ранней помощи.

Вице-президент Российской академии образования, директор ИКП РАО Н.Н. Малофеев в своем приветствии подчеркнул, что система ранней помощи, в первую очередь, опирается на реализацию развивающего потенциала семейного окружения ребенка и на понятие об ответственном родительстве, поскольку близкие ребенка с ОВЗ играют ведущую роль в его психическом развитии и являются основными фигурами процесса ранней помощи. Задача специалистов психолого-педагогического профиля – помочь им выстроить развивающее взаимодействие со своим ребенком. Николай Николаевич отметил, что исследования ИКП РАО, представленные, в том числе, в диссертационных работах последних лет, кардинально меняют практику ранней помощи.

Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Г.Г. Лекарев сообщил, что к концу 2019 года будет подготовлен законопроект, регулирующий отношения участников системы сопровождения детей с инвалидностью и их семей. Соответствующее поручение есть у Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. «Учитывая практики Агентства стратегических инициатив, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, рабочей группы, созданной при Министерстве, необходимо обобщить и дать законодательное оформление этим подходам. Мы планируем подготовить его таким образом, чтобы учесть лучшие практики регионов. Этот законопроект должен продвинуть и сориентировать регионы и родителей тех детей, у которых возникла трудная жизненная ситуация или есть угрозы ее возникновения, чтобы они понимали, что у них есть возможность опереться на законодательный институт», – подчеркнул в своем выступлении Григорий Григорьевич.

На Пленарном заседании было организовано обсуждение практических проблем создания оптимальных условий для развития системы ранней помощи в регионах страны, а также представлен опыт, накопленный регионами страны в ходе проектирования и апробации вариативных моделей ранней помощи семьям детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Результаты тиражирования проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста» в 15 субъектах Российской Федерации были представлены в ходе доклада Н.А. Ивановой – заместителя руководителя департамента развития новых форм образования АСИ.

Результаты реализации Концепции ранней помощи в Пермской и Свердловской областях стали предметом анализа в ходе выступления В.А. Бронникова, директора КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов», и Т.Л. Любушкиной, начальника отдела по делам инвалидов Министерства социальной защиты Свердловской области.

Опыт Омской области по созданию системы ранней помощи представила заместитель начальника управления опеки и попечительства над несовершеннолетними и адаптивного образования министерства образования Омской области О.В. Груздева.

О результатах тиражирования проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста» в Мурманской области доложила И.В. Цимлянская, главный специалист отдела общего образования Министерства образования и науки Мурманской области.

Опыт создания системы ранней помощи в Самарской области был представлен О.О. Низовцевой, директором ГБУ ДПО Самарской области «Центр специального образования».

О развитии системы ранней помощи в Новосибирской области доложила С.В. Самуйленко, директор ГБУ новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования».

Подходы по реализации проекта в Вологодской области стали предметом обсуждения в докладе начальника управления реализации государственной политики в сфере общего и дополнительного образования департамента образования Вологодской области А.В. Микуровой.

В конце конференции было организовано экспертное обсуждение итогов реализации проекта АСИ «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста» (инициатор проекта – ФГБНУ «ИКП РАО»), пилотного проекта Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации по отработке подходов к формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Свердловской области и Пермском крае.

С экспертными оценками выступили Л.В. Самарина, директор негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» (ИРАВ); А.Э. Боровых, директор Отдела стратегий Благотворительного Фонда «Даунсайд Ап»; Ю.А. Разенкова, д.пед.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО», лидер проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста».

Эксперты отметили, что в субъектах Российской Федерации, начиная с середины 90-х годов XX века, накоплен определенный опыт эффективной работы по разным направлениям ранней помощи семьям детей-инвалидов и детей с ОВЗ, однако он давал ограниченный, часто точечный результат.

Принятие Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, тиражирование проекта по отработке подходов к формированию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Свердловской области и Пермском крае, апробация проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста» в 15 субъектах Российской Федерации становятся значимым ресурсом для системных изменений в социальной политике и практике регионов.

Результаты внедрения в региональное пространство системы ранней помощи имеют не только инновационный характер, но и выраженный потенциал для дальнейшего развития и широкого тиражирования различных моделей ранней помощи, отработанных в рамках двух проектов, в другие субъекты Российской Федерации.



Использованы материалы сайта АСИ:
https://asi.ru/