13.04.2018

Система доступного образования детей раннего и дошкольного возрастов с ОВЗ. ИКП РАО принял участие в межрегиональной научно-практической конференции

11-12 апреля 2018 года в Москве состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». Организаторами конференции выступили Департамент образования города Москвы, Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

В рамках пленарного заседания были представлены следующие проблемы:

  • актуальные проблемы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (О.Г. Приходько – директор ИСОиКР, зав. кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ, д.пед.н., профессор);

  • централизованная модель психолого-педагогической помощи в мегаполисе (Е.В. Ушакова – начальник отдела методической и инновационной деятельности ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы», к.пед.н., доцент);

  • реализация государственной политики в сфере дошкольного образования (Т.В. Волосовец – директор ФГБНУ «Институт изучения Детства, семьи и воспитания РАО», к.пед.н., профессор);

  • перспективы развития негосударственной системы ранней помощи (Ю.А. Разенкова – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», д.пед.н., доцент);

  • вариативные стратегии психолого-педагогическое сопровождения семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ (О.В. Югова – доцент кафедры логопедии ИСОиКР ГАОУ ВО МГПУ, к.пед.н., доцент);

  • социализация семьи ребенка раннего возраста в группах детско-родительского взаимодействия (В.А. Степанова – психолог Центра сопровождения семьи «Даунсайд Ап», к.психол.н.).

Научными сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО в рамках конференции был организован и проведен проблемный семинар «Коммуникативный подход в системе ранней помощи», позволивший целостно представить разработанный в ИКП РАО и апробированный на разных категориях детей первых лет жизни и их близких подход к предупреждению и преодолению трудностей в их взаимодействии (общении). Ю.А. Разенкова – ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики – в своем докладе «Коммуникативный подход: новый взгляд на перестройку содержания ранней помощи» подробно остановилась на основных положениях подхода. В рамках созданного коммуникативного подхода педагогическая работа направлена на перестройку коммуникативного поведения близкого взрослого и формирование у него специфических коммуникативных умений, необходимых для развития общения ребенка с определенным первичным нарушением развития. Условием предотвращения и преодоления трудностей развития общения у ребенка с ОВЗ является использование «обходных путей», позволяющих вовлечь ребенка в общение, несмотря на наличие первичного нарушения развития.

Далее сотрудники ИКП РАО подробно представили результаты многолетних научных исследований, выполненных в рамках коммуникативного подхода.

Трудности развития общения в паре «мать – ребенок раннего возраста с синдромом Дауна», подходы к их преодолению; взаимосвязь уровня развития общения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна и характеристик их речевого развития стали предметом докладов ст.н.с., к.пед.н. Г.Ю. Одиноковой и н.с. М.М. Ивановой.

Ст.н.с., к.пед.н. Т.П. Кудрина представила феноменологию трудностей развития общения в паре «мать – слепой младенец» и подходы к их предупреждению и преодолению.

Результаты изучения взаимодействия ухаживающих взрослых и детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии и глубокой степенью умственной отсталости, проживающих в ЦССВ, стали предметом обсуждения в ходе трех докладов научных сотрудников отдела научных исследований ФГБНУ «ИКП РАО»:

«Потенциальные возможности невербальной коммуникации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости, проживающих в ЦССВ» – доклад А.В. Серкиной;

«Взаимодействие воспитателей и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости в процессе кормления» – доклад И.А. Мещеряковой;

«Взаимодействие воспитателей и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости в процессе одевания на прогулку» – доклад С.И. Груничевой.

Обсуждение результатов научных исследований вызвало огромный интерес у присутствующих на конференции специалистов, развернулись профессиональные дискуссии и острое обсуждение заявленных проблем.