Состоялось обучение специалистов, работающих с аутичными детьми

В первые две недели июня 2015 года в лаборатории содержания и методов коррекционного обучения детей с эмоциональными нарушениями ФГБНУ «ИКП РАО» прошли курсы повышения квалификации по проблемам диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра (РАС).

Первая неделя июня (с 1 по 6 включительно) была посвящена курсу: «Детский аутизм и РАС: диагностика и коррекционная помощь», который является базовой частью цикла обучения специалистов, работающих с аутичными детьми. Сотрудники лаборатории под руководством д.психол.н., профессора О.С. Никольской в ходе лекций и семинаров дали курсантам представление о современном состоянии проблемы, ознакомив их с исследованиями последних лет, посвященным причинам возникновения РАС и особенностям аффективного и когнитивного развития аутичных детей. Подробно были представлены различные подходы к оказанию коррекционной помощи детям с РАС и их семьям, в том числе и авторский – эмоционально-смысловой подход, разработанный О.С. Никольской и ее коллегами.

О.С. Никольская ознакомила слушателей курсов с авторской разработкой – классификацией детского аутизма, имеющей большое значение не только для диагностики РАС, но и для определения прогноза и выбора конкретных методов помощи ребенку с аутизмом. Главный научный сотрудник лаборатории, д.психол.н. Е.Р. Баенская рассказала курсантам о том, какие признаки аффективных нарушений у ребенка раннего возраста могут быть проявлениями аутистического дизонтогенеза. Подробно, с видеопримерами были рассмотрены варианты ранних проявлений нарушения взаимодействия ребенка с его ближайшим окружением, предложены определенные способы помощи семье, воспитывающей такого ребенка.

Формы и методы оказания коррекционной помощи при аутизме были представлены системно, в сопоставлении с возрастом ребенка и вариантом аутистического дизонтогенеза. Так, при описании логики работы с дошкольником основное внимание было уделено специальным приемам игры, совместного рисования и чтения с ребенком, а также формированию особого домашнего режима, содействующего развитию у ребенка интереса к окружающему и эмоциональному осмыслению событий собственной жизни. Подробно разбиралась система подготовки 5-7-летних детей с РАС к школьному обучению, учитывающая их особые образовательные потребности (автор – к.пед.н. Н.Б. Лаврентьева). Также были представлены основные формы и способы психолого-педагогической помощи подросткам и взрослым аутичным людям (к.психол.н. И.А. Костин).

По окончании курса слушатели получили удостоверения установленного образца о повышении квалификации, которое учитывается при прохождении аттестации педагогическими работниками системы образования РФ.

На второй неделе июня прошел краткосрочный семинар (11-13 июня), посвященный одному из методов коррекционной помощи аутичному ребенку и его семье – игровой холдинг терапии. Курсантов ознакомили с модификацией метода, разработанной в ИКП РАО (к.психол.н. М.М. Либлинг). На конкретных примерах долгосрочной коррекционной работы рассматривались основные этапы игровой холдинг терапии, проводимой в семье, воспитывающей ребенка с РАС, определялись задачи специалиста, ведущего терапию. Были рассмотрены особенности терапии при разных вариантах детского аутизма, дано представление о месте данного метода в общей системе коррекционной помощи ребенку с РАС.

По окончании семинара курсанты получили полугодовую программу дистанционной профессиональной поддержки, которая поможет им адаптировать метод в собственной практике. В итоге специалисты станут обладателями дипломов ИКП РАО, подтверждающих их квалификацию в области игровой холдинг терапии.


Из отзывов слушателей о курсах повышения квалификации,
проведенных в лаборатории содержания и методов коррекционного обучения
детей с эмоциональными нарушениями ФГБНУ «ИКП РАО»:

  • «Огромное спасибо институту за организацию таких нужных курсов… за доступный, понятный материал…»

    «Благодарю Вас за замечательно подготовленный и проведенный курс “Игровая холдинг терапия”. Очень много наглядных видеопримеров с подробнейшими комментариями ведущих курса. Также хочу отметить подачу материала: всегда хорошо структурированная и обоснованная. Замечательный, ценный материал, отличнейшие специалисты, всегда неравнодушные, теплые, увлеченные своей работой. Еще раз благодарю и желаю Вам долгих лет работы и распространения Ваших методов на всей территории России и не только! Спасибо за предоставленную возможность супервизии после обучения»

    «…Мы, как логопеды, подчерпнули много важной и полезной информации для дальнейшей работы с детьми-аутистами. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что проведение холдинг терапии значительно ускорит работу по коррекции речи»