03.12.2018

Учебно-методическое обеспечение образования детей с ОВЗ

30 ноября 2018 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялось рабочее заседание Координационного общественного совета по вопросам учебного книгоиздания для лиц с ограниченными возможностями здоровья, посвященное представлению учебно-методических пособий для педагогов инклюзивного образования и учебно-методического пособия по информатике и информационно-коммуникативным технологиям для инвалидов по зрению, а также обсуждению необходимости разработки требований к специальным учебникам для детей с особыми образовательными потребностями.

В работе заседания приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолин, начальник Отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Ю.М. Сачко, члены Координационного общественного совета по вопросам учебного книгоиздания для лиц с ограниченными возможностями здоровья, представители вузов, родительских ассоциаций, общественных организаций инвалидов, ведущих издательств.

Институт коррекционной педагогики РАО на встрече представляли член Координационного общественного совета, д.психол.н. Н.В. Бабкина; к.пед.н. Н.Д. Шматко; к.пед.н. Е.Е. Китик; к.пед.н. Т.П. Кудрина; к.пед.н. А.А. Любимов.

Н.В. Бабкина познакомила участников встречи с серией учебно-методических пособий «Учителю о детях с ограниченными возможностями здоровья», подготовленных сотрудниками ИКП РАО совместно с издательством «Просвещение» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (1 дополнительный и 1 классы)».

В серию вошли пособия для учителей общеобразовательных организаций об обучении детей:

  • с нарушением слуха (авторы Н.Д. Шматко, О.А. Красильникова);

  • с нарушениями зрения (авторы Т.П. Кудрина, А.А. Любимов, М.П. Любимова);

  • с тяжелыми нарушениями речи (авторы Е.Е. Китик, Л.Е. Томме);

  • с задержкой психического развития (авторы Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина);

  • с интеллектуальными нарушениями (авторы Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников);

  • с расстройствами аутистического спектра (О.С. Никольская, С.А. Розенблюм).

Присутствовавшие на встрече авторы пособий Н.Д. Шматко, Т.П. Кудрина, Е.Е. Китик, А.А. Любимов и Н.В. Бабкина ответили на заинтересованные вопросы участников заседания. Члены Координационного совета высоко оценили значимость проделанной работы и рекомендовали в ближайшее время дать информацию об этих пособиях в регионы.

Также повестка дня включала вопрос о необходимости разработки требований к специальным учебникам, учитывающим особенности различных нозологических групп обучающихся. Позицию ИКП РАО по данному вопросу представила Н.В. Бабкина. Наталия Викторовна напомнила, что о необходимости создания документа, в котором были бы закреплены научно обоснованные требования к текстам, иллюстративному материалу учебников и учебных пособий, адресованных обучающимся с особыми образовательными потребностями, Институт заговорил еще в конце 90-х годов прошлого века. Опыт участия сотрудников Института в федеральной экспертизе действующих учебников за последние 7-10 лет показал, что они не в полной мере соответствуют типичным вариантам развития современных детей с ОВЗ и их особым образовательным потребностям, требованиям ФГОС НОО ОВЗ в части специального содержания образования, необходимому соотношению задач формирования академической и жизненной компетенции, принципам специальной дидактики и т.д. Н.В. Бабкина внесла предложения по пересмотру подхода к подготовке и экспертизе специального учебника. В частности, участники встречи заинтересовались предложением проводить экспертизу в несколько этапов, начиная с подбора авторского коллектива и обсуждения рукописи учебника.

Также участники совещания были проинформированы о подготовленном в ИКП РАО по заданию Минобрнауки РФ проекте Стратегии образования лиц с инвалидностью и ОВЗ. В первой редакции она будет представлена в декабрьском номере сетевого научно-методического издания «Альманах Института коррекционной педагогики». По согласованию с министерством просвещения ее расширенное обсуждение будет проходить в рамках всероссийской конференции в январе 2019 года.