V Всероссийский съезд работников дошкольного образования «Федеральная и региональная политика в сфере дошкольного образования»

23-24 ноября 2018 года в Москве проходил V Всероссийский съезд работников дошкольного образования «Федеральная и региональная политика в сфере дошкольного образования».

Цель проведения мероприятия – содействие модернизации содержания дошкольного образования и развитию образовательных технологий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, распространение лучших педагогических практик, обсуждение актуальных вопросов дошкольного образования, определение путей их решения.

В работе съезда приняли участие более 300 делегатов из разных регионов страны: руководители региональных органов управления образованием, представители органов законодательной и исполнительной власти, курирующие вопросы образования, представители системы профессионального педагогического образования, руководители и специалисты дошкольных образовательных организаций, родительская общественность.

Приветствие в адрес участников и гостей съезда направила Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко.

«Проведение съезда в очередной раз подтверждает очевидное признание государством и обществом исключительной роли педагогов в воспитании подрастающего поколения. На съезде планируется обсуждение таких проблем, как особенности реализации задач дошкольного образования в многоуровневых образовательных организациях, современные технологии социализации ребёнка в условиях общественного и семейного воспитания, информационно-коммуникационные технологии дошкольного образования, и многих других наиболее острых вопросов, которые приобретают особую актуальность в связи с начавшимся в 2018 году в Российской Федерации Десятилетием детства. Уверена, что съезд станет площадкой, позволяющей специалистам обменяться профессиональным опытом и выработать практические рекомендации по дальнейшему развитию и распространению эффективных методик дошкольного образования. Желаю участникам съезда плодотворной работы и новых достижений на благо детей», – говорится в приветствии В.И. Матвиенко.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Л.Н. Тутова передала пожелания результативной работы от депутатов нижней палаты российского парламента. К участникам мероприятия также обратились координатор федерального партийного проекта «Новая школа» А.И. Аршинова, председатель Общероссийского профсоюза образования Г.И. Меркулова, президент Российской академии образования Ю.П. Зинченко.

Выступая перед делегатами съезда, Министр просвещения О.Ю. Васильева отметила, что сегодня более 7 млн воспитанников получают дошкольное образование, а также присмотр и уход в детских садах всех форм собственности. Это почти на 1,5 млн больше, чем в 2012 году.

«Главное достижение предыдущих пяти лет – реализация мероприятий, направленных на обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет», – сказала Министр.

О.Ю. Васильева сообщила, что доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет в среднем по Российской Федерации на 1 ноября 2018 года составляет 80,84%.

Глава Минпросвещения России также рассказала, что 1 сентября текущего года началась апробация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра (АООП ДО РАС). «Апробация проходит на базе детских садов 6 субъектов Российской Федерации. Это Воронежская, Псковская, Тамбовская, Тюменская области, Краснодарский край и Москва. В рамках апробации программы запланирована разработка учебно-методического комплекса и соответствующих примерных рабочих программ сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на разных этапах дошкольного образования», – заявила Министр.

На проблемах и перспективах развития местных моделей дошкольного образования остановилась заместитель губернатора Псковской области В.В. Емельянова, поделившаяся накопленным в регионе опытом.

Обсуждая с участниками съезда тему «Мир детства. Новые горизонты дошкольного образования», ректор МПГУ А.В. Лубков заявил, что подготовка новых педагогических кадров требует новых компетенций, «которые не просто являются профессионально-педагогическими, но, скорее, междисциплинарными, предполагающими не только знание психологических аспектов, но и многих других моментов».

24 ноября участники V Всероссийского съезда работников дошкольного образования продолжили работу в Главном корпусе МПГУ, там состоялось пленарное заседание, а также работа десяти дискуссионных площадок. На пленарном заседании директор ФГБНУ «ИКП РАО» Н.Н. Малофеев выступил с докладом «Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья: потенциал дошкольного этапа». Вниманию участников съезда был представлен фрагмент разрабатываемой в 2018 году по заказу Министерство просвещения Российской Федерации «Концепции развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью до 2030 года». Упомянутая концепция впервые адресована в равной мере специалистам и родителям, так, по мнению разработчиков, сможет реализоваться на деле представление о семье ребенка с ОВЗ как о полноправном субъекте образования.

«Ключевая точка роста всей образовательной системы, – заявил в своем выступлении академик Н.Н. Малофеев, – создание ее нового фундамента – системы ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с ОВЗ и детям группы риска. Это стратегическое и ключевое направление развития образовательной системы в целом.

Принципиально важно добиться введения детей в систему ранней помощи уже на первом году, а при необходимости – на первых месяцах жизни. Как показали многочисленные научные исследования, успех вовлечения ребенка в развивающее взаимодействие с близкими взрослыми на первом году жизни определяет динамику всего его дальнейшего психического развития и позволяет максимально реализовать реабилитационный потенциал детей с инвалидностью и с ОВЗ.

Система помощи детям первого года жизни должна сразу выстраиваться как система шаговой доступности, обеспечивающая вариативность форм организации этой помощи, чтобы родитель мог выбирать удобную ему и потребную ребенку:

  • семейное воспитание с консультативной психолого-педагогической помощью специалиста в условиях дома;

  • семейное воспитание с регулярной консультативной психолого-педагогической помощью на протяжении первого года жизни ребенка в условиях ближайшего к дому центра в системе образования».

Отметив, что «специалисты ранней помощи в образовании будут впервые иметь дело с детьми с ОВЗ с измененным функциональным статусом», директор ИКП РАО констатировал: «Многолетние исследования глухих детей с кохлеарными имплантами однозначно показали, что высокотехнологичная медицина создает только предпосылки, но не обеспечивает сама по себе нормализацию дальнейшего развития ребенка раннего возраста. Необходимо выделить растущую группу детей с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших медико-биологических и цифровых технологий: имплантированные глухие, имплантированные незрячие (в будущем), с двигательными имплантами, с имплантами частей артикуляционного аппарата и др.». Завершая свое выступление академик Н.Н. Малофеев проинформировал собравшихся о том, что в декабрьском номере сетевого научно-методического журнала «Альманах Института коррекционной педагогики» «Концепция развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью до 2030 года» будет опубликована в полном объеме, и призвал участников съезда принять участие в ее обсуждении.



Использованы материалы сайта Минпросвещения России:
edu.gov.ru