18.04.2019

Мы учимся друг у друга: в УрГПУ прошел День инклюзии

17 апреля 2019 года уже ставший традиционным День инклюзии в УрГПУ открылся концертом, участниками которого стали инклюзивные коллективы и студенты университета.

«Я желаю вам сегодня почувствовать вдохновение и теплоту друг друга», — сказала, приветствуя собравшихся в актовом зале, ректор УрГПУ Светлана Минюрова.

Как рассказала ведущая праздника Ольга Плеханова, заведующая кафедрой теории, истории музыки и музыкального исполнительства, этот концерт — итог работы школы инклюзивного роста, совместного проекта УрГПУ, некоммерческой организации «Благое дело» и филиала фонда Розы Люксембург в Москве. Проект придуман для совместной деятельности преподавателей, студентов и людей с инвалидностью в образовании и культурной сфере. Школа действует на протяжении двух лет, в ней объединяют усилия преподаватели кафедры педагогики, кафедры теории и истории музыки и музыкального исполнительства, студенты институтов педагогики и психологии детства и института музыкального и художественного образования.

«Мы начинали этот проект с совместной деятельности здоровых студентов и людей с ОВЗ: неслышащих, незрячих, людей с ментальными нарушениями и людей на колясках, — отметила Юлия Галагузова, заведующая кафедрой педагогики УрГПУ. — Два года мы шли навстречу друг другу и, наконец, достигли точки, когда медицинские диагнозы перестают иметь значение. Мы творим, мы делаем социально-значимые проекты, мы избавляемся от страхов и предрассудков, мы учимся друг от друга, обретаем радость творчества и удовольствие от работы в одной команде».

Концерт порадовал зрителей с самыми разными вкусами. Любители традиционной эстрадной музыки бурными аплодисментами приветствовали Ольгу Плеханову, исполнившую знаменитую песню «Журчат ручьи» Дунаевского, и Дениса Блинова, студента института музыкального и художественного образования УрГПУ, спевшего «Чертово колесо» Арно Бабаджаняна. Ценители фолк-музыки насладились магическими композициями инклюзивной фолк-группы «Птица» под руководством Дарьи и Натальи Машановых, заворожившей игрой на необычных инструментах: бонгах, джэмбе, тамбурине, волынке, сербской флейте.

Группа «Waves band» под руководством Олега Федчука, в которой играют как участники-любители с инвалидностью, так и профессиональные музыканты, погрузили зал в атмосферу светлой грусти песнями «Эти золотые дни» и «Совы».

Зажигательные мексиканские и шотландские танцы в исполнении студентов института педагогики и психологии детства и участников инклюзивной творческой мастерской «ВМесте» «Благое дело» (инклюзивная творческая мастерская, где взрослые люди с инвалидностью обучаются ремеслам, становятся востребованными специалистами и получают работу, а также занимаются различным творчеством — театром, музыкой и арт-терапией) чередовались с вальсом «Мелодия души» (инклюзивная танцевальная студия «Vivat», руководитель Елена Гнусарева) и загадочным танцем «Метаморфозы судьбы», который доказал, что танцевать можно и в инвалидной коляске.

Зал замер, внимая перфомансу на стихи Иосифа Бродского «Что нужно для чуда?» в исполнении студентов института педагогики и психологии детства и участников творческой мастерской «ВМесте». Как эпиграф к Дню инклюзии прозвучали со сцены строки: «Скорость внутреннего прогресса быстрее, чем скорость мира».

Музыкальный флешмоб, завершивший концерт, объединил всех: студентов и преподавателей, условно здоровых и тех, у кого есть особые потребности, музыкантов и тех, кто не умеет ни петь, ни играть на музыкальных инструментах. Под руководством Ольги Плехановой гости концерта, которым раздали колокольчики, маракасы и бубны, исполнили вместе с ВИА «Waves band» и инструментальным ансамблем ИМиХО УрГПУ композицию Астора Пьяццоллы «Liebertango».

День инклюзии продолжился уроками в школе инклюзивного роста. Встреча с генеральным директором Института дизайна управления и конкурентных стратегий Константином Баранниковым была посвящена теме инклюзивной культуры, и в том числе в школе. Это было особенно интересно для будущих педагогов, многие из которых уже через несколько лет могут стать учителями особых детей.

«Ребенок-инвалид в классе нужен не для того, чтобы учить других детей проявлять милосердие. При правильно организованном инклюзивном взаимодействии гарантированно у всех детей в классе развиваются таланты». Для многих стало открытием, что, оказывается, те люди, которых мы привыкли воспринимать, как ограниченных в возможностях и нуждающихся в помощи, обладают экстраординарными способностями. Экстрабилити, как объяснил Константин Баранников, — это способности, которые развиваются у человека благодаря ограничениям в процессе успешной социализации.

В рамках мастер-класса студентам предложили поучаствовать в перфомансе «Оживление», идея которого возникла при изучении экстрабилити неслышащих людей. При помощи тренеров — инвалидов 1 группы по слуху — люди учатся распознавать эмоции, которые вызывают «слова» жестового языка, а после короткого тренинга пробуют другими глазами посмотреть на картины автора проекта «Живопись слепых» Бориса Хохонова.

Автор концепции и термина «экстрабилити», руководитель общественной организации «Белая трость» Олег Колпащиков, ставший полностью незрячим в 19 лет, провел занятие со студентами института специального образования УрГПУ.

«Какие компетенции развиваются у того, кто ничего не видит? Интуиция, память, воображение, способность действовать при ограниченном количестве информации, ориентация в пространстве, а еще — способность к доверию». Неожиданным для участников занятия оказалось, что человек с белой тростью не может передвигаться, не испытывая доверия к людям, ожидая от них подвоха: «Если ты не будешь представлять водителей хорошими людьми — ты никогда не перейдешь дорогу. Я открываю кошелек в любой стране мира на любом базаре — и люди берут столько, сколько им нужно». Все эти экстрабилити, по словам Олега Колпащикова, развиты у слепых на космическом уровне. Он помог студентам почувствовать, что такое экстрабилити: они надевали черные повязки и пробовали ходить с помощью партнера с белой тростью по коридорам и лестницам университета, и даже поиграли в мини-гольф с закрытыми глазами.

«Моя задача — так организовать инклюзию в детском саду, университете или школе, чтобы люди с инвалидностью, обладающие экстрабилити, могли ими делиться», — объяснил Олег Борисович.

«Порой, когда прочитаешь какую-то книгу или посмотришь какой-то фильм, осознаешь, что жизнь уже не будет прежней, в твоей голове что-то изменилось. Так и сегодня. Не знаю точно, что сдвинулось внутри, но точно знаю, что движение есть», — поделилась своими ощущениями после мастер-класса студентка ИСО Мария Кобелева.

В рамках Дня инклюзии для студентов и гостей прошли также мастер-классы по инклюзивным танцам, социальным играм и социальному рисованию. Завершился День инклюзии вручением подарков и грамот участникам творческих студий организации «Благое дело»: Виталию Костарнову, Андрею Калинину, Артему Лаврушенко, Николаю Зорину, Сергею Захарову, Надежде Багаутдиновой, Валерию Гребневу, Никите Осипову, Валерии Уксусовой, Сергею Бородину, Евгению Волоскову, Евгении Шадринцевой, Кристине Васильченко, Алексею Новикову и Сергею Погорелову, и, конечно, их наставникам и руководителям: Наталье и Дарье Машановым, Олегу Федчуку, Татьяне, Эльвире Кивель и Елене Гнусаревой.



По материалам Пресс-службы УрГПУ:
https://uspu.ru/news/